Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

33

во второй части.

[28] Как отмечает Джонсон, у Руссо "с ранних лет сложилась привычка рассказывать то, что он называл своей «историей», с расчетом вызвать симпатию, особенно у женщин высокого происхождения" [39, с. 10].

[29] Характерный пример аморальный «непосредственности» Жан-Жака – немедленно высказанное им желание получить красивую одежду только что умершего Клода Ане, любовника г-жи де Варанс [107, с. 191].

[30] В другом месте Руссо пишет, что всегда испытывал ужас перед публичными женщинами  [107, с. 11].

[31] Аналогичная «непосредственность» является одним из инвариантов «Войны и мира», проницательно выявленных Васиолеком, в частности, в его рассуждении о Платоне Каратаеве, который

"испытывает теплые чувства [affection] к другому человеку только в его присутствии [… и] живет только тем, что находится перед ним и что он может ощущать, видеть, слышать и осязать. Он столь нерассуждающ  [unreflective] и столь «непосредственен» [“immediate”] в своих реакциях на жизнь, что у него почти отсутствует память" [21, 93].

Примеры легко умножить (ср., например, неспособность Наташи «помнить» Бориса, ее потребность в присутствии Андрея «здесь и сейчас» и, наконец, ее увлечение «первым попавшимся» Анатолем), – что неудивительно в свете хорошо известной близости Толстому мироощущения Руссо.

Анализ «непосредственности» и «дистанцирования» в более общем плане – как полюсов стратегии соблазнения, в частности, в связи с Руссо и противопоставлением устной речи и письма, см. в гл. 10.

[32] Ср. аналогичную структуру мгновенно импровизируемого вымысла в рассказе «В подвале» (о нем см. гл. 9).

[33] Тема нелюбви к усидчивому труду за столом и соблюдению расписания, в частности, к своевременной явке на даваемые им уроки музыки, вернется еще не раз (например, в кн. V).

[34] Кстати, самое первое бегство из дома тоже приводит Жан-Жака в Италию; ср. «комплекс Италии», объединяющий реального прототипа Казанцева, жену Бабеля и героя «Солнца Италии» (см. гл. 7).

[35] Подобное поведение хорошо знакомо русскому читателю по «Детству» Горького, речь о котором впереди (см. гл. 7).

[36] О «театрализации» Руссо собственной личности см. Гинзбург [29, 217 сл.]. Сознательная стратегия самопрезентации найдет свое продолжение у романтиков (например, Байрона), у "новых людей" 1860-х гг., а затем у старших современников Бабеля – символистов и футуристов – мастеров «жизнетворчества» и, позднее, у "сердитых молодых людей". О выработке Руссо собственного, «простецкого» до «варварства» кода одежды, стрижки, поведения (в частности, программной неблагодарности по отношению к своим знатным покровителям и особенно покровительницам) см. Джонсон [39, с. 7, 11–14].

[37] В каком-то смысле этот

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту