Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

1

Но аналогичным образом представлена и “соавторша” бабелевского рассказчика Раиса Бендерская:

"[А]тласные эти руки текли к земле […] кружевце между отдавленными грудями отклонялось и трепетало […] Раиса вышла ко мне в бальном платье с голой спиной […] И она протянула мне руки, унизанные цепями платины […] – Я хочу работать, – пролепетала Раиса, протягивая голые руки […] Грудь ее свободно лежала в шелковом мешке платья; соски выпрямились, шелк накрыл их […] Она прижалась к стене, распластав обнаженные руки".

Приведенные примеры могут показаться случайными совпадениями, но за ними стоят более глубокие параллели. Сюжет “Милого друга” –

История быстрого восхождения г-на Дюруа, бедного плебея-провинциала, по социальной и финансовой лестнице благодаря его достоинствам как мужчины, литератора, дельца и политикана. Своими успехами он обязан главным образом женщинам; что касается мужчин – “отцовских фигур”, – то сначала он ищет у них покровительства, затем вступает с ними в соперничество и, наконец, побеждает их. Социальное продвижение исследуется на материале литературной карьеры, т. е. власти слова (ecriture), словесная проституция прямо соотносится с сексуальной, а классовое аутсайдерство принимает в частности и форму “еврейского вопроса”. Постоянным контрапунктом к жизненному успеху героя проходят темы религии и физической смерти.

Остановимся на нескольких аспектах романа, релевантных для сопоставлений с Бабелем.

Слово, секс и власть. Металитературный аспект сюжета задается в самом начале (и сразу же в комбинации с сексуальным), когда повествователь заключает описание внешности героя следующим образом: "все в нем напоминало соблазнителя из бульварного романа" (с. 204). Мопассан не столько берет своего героя из жизни, сколько помещает в жизнь готовый литературный штамп. Двумя главами дальше, отчаявшись написать свой первый опус для газеты, Дюруа предается своим ежевечерним мечтам:

"Ему представлялось необыкновенно удачное любовное похождение, благодаря которому разом сбудутся все его чаяния. Он встретится на улице с дочерью банкира или вельможи, покорит ее с первого взгляда и женится на ней" (с. 231).

Но примерно так, только в более циничном повороте, все и произойдет в “Милом друге”; а элемент "на улице" к этому времени уже реализован случайной встречей с Форестье. Для Мопассана характерны колебания между сознательным пародированием клише и их добросовестной эксплуатацией, но местами и он поднимается до изощренного анализа парадоксов писательства.

Постоянными обертонами литературного сотрудничества Дюруа с Мадленой (женой сначала его приятеля-покровителя Форестье, а после смерти последнего – его собственной) являются “поддельность” авторства и его сексуальная

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту