Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » А. К. Жолковский, о Бабеле » Глава 7. Справка-родословная, страница5

Глава 7. Справка-родословная, страница5

назначений обряда было подготовить юношу к браку […, и] при экзогамности [обряд] производился той [группой…] из которой посвящаемый возьмет себе жену [… Я]га — мать или сестра его жены [… П]освящение шло не только через род жены, но и через женщину в буквальном смысле […] и дух-руководитель мог мыслиться женщиной […] Травестизм [… Р]аспорядителями обряда были […] мужчины, переодетые в женщин […] фигуры, обладающие одновременно фалллом и грудями […] Наконец, сам посвящаемый иногда мыслится превращенным в женщину. Его тайное имя иногда — женское. Высшая степень посвящения включает уменье превращаться в женщину» (92-95).

«Дом в лесу [… Посвящаемый] из лесной избушки переходи[т …] в “мужской дом” [… который] поражает героя своей величиной [… О]н обнесен оградой [… Часто герой] сам выстраивает […] избушку и надолго остается жить в ней, вместе со своими товарищами [… З]десь едят коммуной […] здесь живут братья […] Когда герой приходит в этот дом, он обычно бывает пуст […] Эти братья — разбойники […] Разбой есть прерогатива новопосвященного, а таким и является молодой герой […] Сестрица [… В] мужских домах всегда находились женщины […] служившие братьям женами […] одновременно нескольким […] и получа[вшие] от них подарки […] То почетное положение, которым пользуется “сестрица” […] вполне исторично [… Аналогичным образом,] сестрица в сказке [не] всегда только “сестрица”» (97-108).

«Клеймение героя [невестой с помощью ножичка, ножниц и т. п…] происходит незадолго перед бракосочетанием [… К]ровь перед браком смешивается […] Извлечение крови и нанесение […] рубцов есть знак приема в родовой союз [… В]ино есть субститут крови» (278-282).

«Трудные задачи […] имеют характер состязания в магии. Царевна — сама маг, но герой превосходит ее […] От героя хотят узнать, был ли он в преисподней […] Герой решает [… задачу] так как он побывал там […] и приобрел […] там помощника [… Он должен] построить за ночь золотой дворец [… в котором узнаются] черты “большого дома” [… Т]ребуя показать дом, царь иносказательно требует […] доказательства знания дома […] Перед браком совершается нечто вроде вторичной церемонии посвящения […] испытание едой [, доказывающее] пребывание в ином мире […] Здесь мы имеем категорию брачных обрядов, включающих совместную еду […] Прятки […] Царевна находит [героя] глядя […] в волшебную книгу; герой прячется […] обернувшись булавкой, в самой книге […] Брачная ночь. Вступлением в брак сказка могла бы окончиться. Но героя иногда ждет еще […] испытание брачной ночи […] наложение тяжелой руки […] опасность […] чисто сексуального характера.