Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

10

ее друг и гость - и разговаривал с Горьким, как равный" (Полонский; ВОСП: 199).

Эта история напоминает сюжеты типа "Гюи де Мопассана", где “низкий” герой проникает в некий “замок” с помощью женщины и, благодаря своим сексуальным и/или литературным достоинствам, становится вровень с или даже торжествует над “сеньером” этого “замка”.19

Итак, “сыновнее” отношение Бабеля к Горькому никак не сводимо к "благоговейности". Являя характерную блумовскую смесь почтения и соперничества, оно делает незримое присутствие Горького в "Справке" вполне вероятным.

4. Детство в людях: любите книгу

Умолчание о Горьком в новеллистических версиях дебюта бабелевского героя ("Справке"/"Гонораре" и "Мопассане") может объясняться неуместностью в

вымышленном сюжете живой исторической фигуры (в отличие от покойников Толстого и Мопассана в "Мопассане"20). Но этим не исключается, а скорее подсказывается возможность ее замаскированного отображения.

Отправляя Бабеля в 1916 г. "в люди", “документальный” Горький (в изображении Бабеля) не просто ссылается на название печатавшейся тогда второй части своей автобиографической трилогии. Он цитирует заключительные слова "Детства", обращенные к окончательно осиротевшему Алеше его жестоким дедом (по сути дела - приемным отцом) и подхватываемые в первой же фразе "В людях":

"Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне: - Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди... - И пошел я в люди" ("Детство", гл. 13; Горький 13: 202). "Я - в людях, служу “мальчиком” [!] при магазине “модной обуви” на главной улице города" (13: 205).

Тем самым знаменитое напутствие Горького Бабелю проецирует их взаимоотношения на пару Каширин-Алеша, намекает на их жесткость, заявляет тему “мальчика”, отданного родственниками в услужение к чужим людям и отсылает сразу к двум периодам его роста.21

Трилогия изобилует “бабелевскими” деталями.

В начале "Детства" (гл. 2) дед порет мальчика в присутствии боящейся вступиться за него матери и Цыганка, который, напротив, подставляет под розги свою руку.22 Больной оспой Алеша проводит время у бабушки, слушая ее рассказы об отце и матери (гл. 11-12).23 Одному из своих симпатичных “приемных отцов” Алеша длинно описывает только что виденную кровавую сцену, а тот учит его лаконизму повествования.24

А общий план трилогии напоминает “исповедь” героя "Справки".

После смерти мужа мать бросает Алешу на своих родителей, уезжает, выходит замуж за человека, третирующего и ее, и пасынка. Постепенно разоряется дед, переезжающий во все более жалкие жилища и умирающий нищим.

Герой вынужден либо жить или работать у “отцовских фигур”, либо сам привязывается к ним вопреки запретам; он

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту