Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

19

которая "училась живописи и выучилась акушерству" (15: 94). Он влюбился в нее "двадцати лет от роду" (93), но тогда она отказалась оставить мужа Болеслава К[орсака]. Она обращалась с Горьким, как мать, в частности, "деловито, серыми словами", "тоном матери" объяснила неразумность для них совместной жизни (95, 101, 107, 113). Более того, "оказалось, что ее мать тоже акушерка и принимала меня в час моего рождения" (94).

По ее просьбе он рассказывает ей о своей жизни. " - Это вы не про себя говорите! - Я и сам понимаю, что все, о чем я говорил, еще - не я [...] Мне казалось, что если я найду себя, - перед женщиной сердца моего встанет человек отвратительный [...] Мне нужно было что-то сделать с собою. Я был уверен, что [... она] способна помочь мне [...] почувствовать настоящего себя [... у] нее есть ключ ко всем загадкам жизни [... Я] верил, что отношения к женщине не ограничиваются тем актом физиологического слияния, который [...] внушал мне почти отвращение [...Я] вынес эти фантазии не из романов [... а] развил их из чувства противоречия действительности" (98-99).

Вновь встретив Ольгу в Тифлисе, где она, оставив мужа во Франции, живет с дочерью, он опять признается ей в любви и рассказывает о своей жизни, "как бы исповедуясь". "Должно быть, я рассказывал хорошо - в этом меня убеждало ее внимание и напряженный взгляд широко раскрытых глаз. Лишь иногда она шептала: - Это ужасно. - [... О]на простилась со мною без [...] покровительственной улыбки старшего (104). "Я прочитал ей мой первый рассказ, только что напечатанный" (т. е., "Макар Чудра"; 105). Вскоре Ольга переезжает к нему в Нижний Новгород.

В 1894 г. они расходятся - из-за ее склонности рассказывать ему о своих прошлых романах; убеждения, что "красиво умеют любить только французы" (109); "избытка гинекологии" в ее философии (111); кокетства с другими мужчинами; пошловатых литературных вкусов (Поль де-Кок, а не Флобер); и утраты интереса к его творчеству: "Но однажды утром, когда я читал ей в ночь написанный рассказ “Старуха Изергиль”, она крепко уснула [...] Было у меня только одно прекрасное впечатление детства - Королева Марго [...] Мне думалось, что история жизни Изергиль должна нравиться женщинам" (113). Отчаявшись, "я начинал думать, что иного места в жизни, кроме литературы, - нет для меня" (116).

А в финале выясняется и важное этическое расхождение: Горький рассказывает ей об избиении полицейским старика-еврея, ища у нее душевной поддержки, но она лишь спрашивает: " - Ты говоришь - красивый старик? Но - как же красивый, если он - кривой?" (120).

Очевидны - mutatis mutandis - переклички "Справки" с этим тифлисским рассказом Горького по множеству линий. Ср.: совмещение тем половой и литературной

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту