Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

23

чему соответствует возрастание “творческого” элемента. При этом детство представлено утрированно тяжелым, а локусом ностальгии является эпизод из молодости героя. Иронический сплав установок, порознь разрабатывавшихся авторами "настоящих" квази-автобиографий, делает "Справку" своего рода архетипическим образцом жанра, если угодно, - автобиографическим романом, мета-сокращенным до размеров новеллы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Предвестием этого была более ранняя перебивка: "Как взбрели мне на ум бронзовые векселя - кто знает? [...]".

2. О нем см. гл. 13. В "Гонораре" (композиция которого, в том числе временная, вообще отделана менее тщательно), словесный мотив “вечности” отсутствует, и соответствующее место разочаровывающе фактографично: "Час - не меньше - ушел на проводы [...] Меня мучили и таскали по городу так долго [...] В комнату вошла Вера". Зато в другом месте рассказчик "Гонорара" проговаривается о “вечностных” целях своего творчества: "Мои истории предназначались для того, чтобы пережить забвение".

3. Гонорар дает менее отточенный вариант ситуации (как рубят деревенские плотники избу для своего же собрата плотника…) в котором вместо пары, сопоставимой с Верой и героем, фигурирует нерасчлененный коллектив; ослабляет эффект и педантичное же.

4. Публичный дом как семья, “дом” это особая тема, восходящая к "Дому Телье" Мопассана; см. Приложение, 2. 1.

5. Турок, выступающий в роли гостеприимной хозяйки, не лишен элемента “женственности”/“гомосексуальности”; примирение в его лице с “отцами”, достигаемое с помощью Веры, подготовлено упоминаниями в начале рассказа о ее контактах с "кабатчиком" и "сапожником". О мотиве “чаепития” см. Приложение, 2. 2.

6. Ср. трактовку избы и проч. в современных частушках (Старшинов 1993):

"Приходи ко мне на пляж/ И со мною рядом ляжь./ Мы с тобой построим дом -/ Будешь первым этажом" (296)."Есть такие пизды -/ Строят себе избы./ А я свою проносила -/ Не пила, не закусила" (268); "Кто я - блядь или не блядь?/ Блядь не блядь, а могу дать -/ И в сарае, и в избе,/ При тебе, да не тебе" (270); Как в Игарке я жила,/ Бревнышки катала./ Тому, этому дала -/ Да на всех хватало!" (283). "Под окошком срубы рубят,/ Рубят новенький перёд./ Лихоманка устарела -/ Никто замуж не берет" (365). "Не стругает мой рубанок,/ Не пилит моя пила./ Ко мне милка не приходит -/ И работа не мила!" (373).

“Свадебно-эротические” коннотации постройки дома плотниками отражены уже в знаменитой эпиталамии Сапфо (Вересаев 1963: 256).

7. Ср., кстати, древнерусский стиль дома Бендерских.

8. "В коридоре шаркала и разражалась внезапным хохотом чужая жизнь. В пузырьке [...] умирали мухи [...] каждая [...] по-своему [...] Рядом с пузырьком валялась

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту