Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

26

горьковского "Детства" в "Летописи" (1913-1914; рассказ оставался неопубликованным до 1965 г).

23. Ср. опять-таки "Детство. У бабушки" Бабеля.

24. " - Прекрасно, именно так и было все! [... Я] продолжал говорить, но он [... перебил]: - Довольно [...] Ты уж все сказал, что надо - понимаешь? Все! - Я замолчал, обидясь, но, подумав, с изумлением, очень памятным мне, понял, что он остановил меня во-время [...]" ("Детство", 8; 13: 106).

Ср. знаменитую "точку, поставленную вовремя".

25. Помимо переклички со "Справкой", отметим мотив “лестницы”, символизирующий социальное продвижение героя, а по Фрейду - половой акт (см. гл. 6).

26. Ср. в "Гонораре": "О боги моей юности!.. Как непохожа была будничная эта стряпня на любовь моих хозяев за стеной..."

27. Эта часть трилогии появилась позже событий, описываемых в "Справке"/"Гонораре", но в самом начале периода работы над рассказом (1922-28); не забудем о пристрастии Бабеля к заголовкам, начинающимся с "Мой..."

28. Рассказ, по признанию Горького, автобиографичен: это история того, как он действительно впервые "познал женщину" в 18 лет (СС-25, 2: 592-4).

29. См. гл. 5. Вообще же, тема “культурности” любви заявляет себя в русской литературе уже в "Бедной Лизе": Эраст влюбляется в Лизу в поисках любви к невинной пастушке из идиллий. Логика “имитационного желания” была выявлена Рене Жираром (1965).

30. Образ проститутки, проецирующей в собственную убогую жизнь сюжеты бульварных романов, получил дальнейшее развитие в фигуре Насти из "На дне".

31. В первой публикации рассказ был снабжен подзаголовком "Беседа" (3: 575); ср. бабелевскую "Беседу [о творческом пути писателя]" в Союзе писателей 28 сентября 1937 г (2: 397-404; см. с. 569). Диалог с двойником восходит к Достоевскому (и его предшественникам); о двойничестве героя с проституткой в топосе проституции см. Приложение, 1. 3.

32. О диалектике инсценированной действительности, подлежащей "правдивому" изображению соцреалистами см. Гройс 1992. А заданная Горьким парадигма смены писателем множества профессий представляет собой соцреалистическую вариацию на бодлеровско-флоберовскую тему перевоплощений художника, см. Бодлер, 1: 420-421, Мопассан: 1279 (см. тж. в гл. 3).

33. О приукрашивании любил говорить сам Горький, который признавался, что "украсил свои воспоминания о Королеве Марго" (Боррэс: 140), любил людей, украшающих жизнь (148), ставил Бабелю в заслугу, что он "украсил" конармейцев (см. выше); помимо Толстого, эту черту выделяли в нем Короленко, говоривший ему: "Не приукрашивайте людей!" (Горький, 14: 245), Мережковский ("он, к сожалению, считает нужным украшать [...] правду"; 13: 62) и Ходасевич (1991: 262).

34. Боррэс: 25-28, Бэррэтт:

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту