Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Беня Крик (кино-повесть) » Исаак Бабель. Беня Крик (кино-повесть), страница10

Исаак Бабель. Беня Крик (кино-повесть), страница10

в лохмотьях греются на солнце, часовой мастер в опорках раскинул во дворе свой столик, лысые еврейки в отрепьях  стряпают пищу в разбитых  ведрах, у  ведер этих высажено дно, они заменяют плиты. Тартаковский и Мугинштейн проходят по двору.  Оборванные  старики поднимаются  со  своих  мест,  они  устремили на хозяина гноящиеся глаза, залитые кровавой обильной влагой, и кланяются  ему. К Тартаковскому подбегает растрепанная еврейка в мужских штиблетах

        — Что будет с клозетом мосье Тартаковский? —

        спрашивает она старика Тартаковский пожимает плечами

        — А что должно быть с клозетом? —

        отвечает  он  Еврейка,  ухватив хозяина  за  руку, тащит его  к  себе в квартиру

        Женщина  ведет Тартаковского  вверх по лестнице,  заваленной  отбросами нечистой нищеты, нищеты, которая ни на что больше не надеется. Взъерошенные, одичалые коты носятся по лестнице.

        Женщина притащила Тартаковского  в свою уборную. Сиденья в этой уборной нет, оно разбито, в  цементном полу дыра, с  потолка льется вонючая жидкость Рядом с уборной, почти в самой уборной, кровать, набитая ватными лоскутьями. На  кровати  лежит    горбатая    девушка  с  аккуратно  заплетенными  косами. Тартаковский молодцевато хлопает женщину по плечу.

        Николку холера взяла,  мадам Гриншпун, теперь, всем будет хорошо, и вам будет хорошо…

        Горбатая девушка смотрит на Тартаковского.  По стене, возле ее кровати, течет вода.

        По земле ползают дети — голые, рахитичные, сопливые дети гетто.

        Тартаковский и Мугинштейн идут  по двору  мимо  шевелящейся кучи  детей Старик ищет  места,  куда бы ему  поставить ногу.  В  глубине  двора  вход в подвал, в пекарню.

        Вывеска над подвалом:  „Пекарня  и булочная  No  16  Акционерного Общества      Рувим      Тартаковский».    Сбоку      другая    вывеска      поменьше: „Принимаются заказы на торты фантази».

        Осклизлая лестница,  ведущая в  подвал,  ступени ее разбиты. Мальчик  — подручный  стаскивает  вниз  пятипудовый  мешок.  Он  ложится на  ступени  и поддерживает головой катящийся вниз мешок.

        Голые спины двух месильщиков: отлакированная потом спина молодого парня Собкова и кривая, с разбитыми лопатками спина старика. Лопатки  эти движутся не в ту сторону,  куда  им  надо. Нескончаемая равномерная игра  мускулов на мокрых спинах месильщиков.

        Мугинштейн  и  Тартаковский  спускаются  по  лестнице  в  пекарню.  Они скользят, оступаются, приказчик бережно поддерживает хозяина.

        Спины месильщиков.  Собков  работает и читает  газету:  „Известия Одесского Совета  Рабочих Депутатов», прибитую к стене над месильным  чаном. Газета освещена мятущимся пламенем керосиновой лампочки.

        Пекарня  —  смрадный подвал. Скудный  свет  проникает