Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница32

Воспоминания о Бабеле, страница32

как вдохновенный вол, света божьего не вижу (а в свете этом Париж — не  Кременчуг)…» Потом он поселился в деревне неподалеку от Москвы, снял  комнату в  избе, сидел  и писал.  Повсюду он находил для  работы  никому  не  ведомые  норы.  Этот  на редкость «жовиальный» человек трудился, как монах-отшельник.

        Когда в конце 1932 —  начале 1933 года я  писал  «День второй», Бабель чуть ли не каждый день  приходил ко  мне.  Я читал ему  написанные главы, он одобрял или  возражал,  — моя  книга  его  заинтересовала,  а другом он был верным;  иногда  говорил:  нужно  переписать  еще  раз,  есть пустые  места, невыписанные  углы…  Порой, снимая  после чтения очки, Исаак  Эммануилович лукаво улыбался: «Ну, если напечатают, это будет чудо…»

        Дочитав последнюю  страницу, Бабель сказал: «Вышло», — в его устах для меня это было большой похвалой.

        Он любил  прятаться, не говорил,  куда  идет; его дни  напоминали  ходы крота. В 1936 году  я писал об Исааке Эммануиловиче: «Его собственная судьба похожа на одну из написанных им книг: он сам не может ее  распутать.  Как-то он  шел ко мне.  Его маленькая дочка спросила: «Куда ты идешь?» Ему пришлось ответить;  тогда  он  передумал  и не  пошел  ко мне… Осьминог,  спасаясь, выпускает  чернила:  его  все же  ловят и  едят  — любимое  блюдо  испанцев «осьминог в  своих чернилах».  (Я написал это в Париже  в самом  начале 1936 года,  и  мне  страшно  переписывать  теперь  эти  строки:  мог  ли  я  себе представить, как они будут звучать несколько лет спустя?..)

        По совету Горького Бабель не печатал своих произведений  в течение семи лет: с  1916-го  по  1923-й. Потом  одна  за  другой  появились  «Конармия», «Одесские рассказы», «История моей голубятни», пьеса «Закат». И снова Бабель почти  замолк, редко публикуя  маленькие (правда,  замечательные)  рассказы. Одной из излюбленных тем критиков стало «молчание Бабеля».  На Первом съезде советских  писателей  я  выступил против такого  рода  нападок и сказал, что слониха вынашивает детей дольше, чем крольчиха; с крольчихой я сравнил себя, со слонихой — Бабеля. Писатели смеялись. А Исаак Эммануилович в своей речи, подтрунивая над собой, сказал, что он преуспевает в новом жанре — молчании.

        Ему,  однако,  было    невесело.  С    каждым  днем  он    становился  все требовательнее к себе. «В третий раз принялся  переписывать сочиненные  мною рассказы  и  с  ужасом  увидел,  что  потребуется  еще    одна  переделка  — четвертая…»  В  одном письме он  признавался: «Главная  беда моей жизни — отвратительная работоспособность…»

        Я не кривил душой, говоря  о крольчихе и слонихе: я высоко ценил талант Бабеля и знал его взыскательность к себе. Я гордился  его  дружбой.  Хотя он был на  три года  моложе меня,  я  часто обращался к нему  за советом и шутя называл его «мудрым ребе».

        Я всего два раза разговаривал с  А. М. Горьким о литературе, и оба раза он  с нежностью, с  доверием говорил о работе  Бабеля; мне это было приятно, как будто он похвалил меня… Я радовался, что Ромен Роллан в письме  о «Дне втором» восторженно  отозвался о  «Конармии». Я любил  Исаака Эммануиловича, любил и люблю книги Бабеля…

        Еще о человеке. Бабель не только внешностью мало напоминал писателя, он и жил иначе: не было у него ни мебели из красного дерева, ни книжных шкафов, ни секретаря. Он обходился даже без письменного стола —  писал на  кухонном столе, а в Молоденове, где он снимал комнату в домике деревенского сапожника Ивана Карповича, — на верстаке.

        Первая жена  Бабеля,  Евгения Борисовна, выросла в буржуазной семье, ей нелегко  было привыкнуть  к причудам  Исаака  Эммануиловича.  Он,  например, приводил в комнату, где они жили,