Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница49

Воспоминания о Бабеле, страница49

Несчастливцев, была  чудовищна: фальшивые интонации, неестественные жесты  любителей,  даже  не  принимавших свое дело всерьез.  Правда, трагедия  была  сокращена до  такой степени, что превратилась в монолог Лира, изредка прерываемый то необходимой репликой, то сценой, во  время которой  Цаккони мог отдохнуть.  К  этому  надо  прибавить размалеванные, но выцветшие декорации, качающиеся задники, пустоту на сцене: дворцы отличались от полей только стенами.

        Старик гастролер играл на  технике, натуралистично. Он не «рвал страсть в  клочья»,  но берег силы  и голос и скупился даже  на  жесты. Как когда-то оперные певцы, он «выложил»  себя полностью в одной  лишь сцене, в последнем акте. Опустив мертвую Корделию на землю, он раз сорок, не  меньше, назвал ее по имени; каждый раз интонация была  другой,  но ни одна не  была фальшивой; затем имя  Корделии перешло в предсмертную икоту, с которой Лир умирал. Но в почти  клиническом воспроизведении смерти  не было  ничего  оскорбительного, напротив, оно было убедительно и волновало.

        Мы возвращались домой и разочарованные, и все  же довольные, что видели «последнего трагика».

        — А знаете, какой самый потрясающий  спектакль я  в своей жизни видел? — сказал Исаак Эммануилович.  — Он  разыгрывался одновременно на сцене и в зрительном  зале, и участвовали в нем все, кто пришел в  театр. В Одессе был замечательный молодой актер, необыкновенно  талантливый и темпераментный,  и притом редкий красавец — Горелов. Его  обожала вся Одесса. А вы знаете, что такое, когда вся Одесса обожает  актера? Это значит, что он ходит по городу, как библейский  царь:  все  на него оборачиваются, и у  всех в глазах  сияют восторг и преданность. У него не может  быть врагов: их  сейчас же сживут со света. Если в театре вы ему не аплодируете, сосед вас непременно спросит: «Я извиняюсь, вы что, глухой, или слепой, или, не дай бог, то и другое?»

        Так вот, Горелов заболел,  и заболел смертельно. Он сам этого  не знал, но  Одесса это  знала.  Вероятно, никогда в  Одессе не было пролито  столько слез.

        Узнал это  и отец Горелова, знаменитый петербургский артист Давыдов.  И он  приехал  посмотреть  на  своего  сына  в  спектакле,  который мог  стать последним  в  жизни  молодого  актера. Давали  «Лорензаччо»,  Горелов  играл заглавную роль.

        В Одессе знали, что Давыдов приехал и будет  на спектакле. В Одессе все известно.  И  все пришли  в  театр. А знаете, что такое,  когда  вся  Одесса приходит в театр? По сравнению с этим в бочке с селедками просторно.

        Давыдов  сидел в первом ряду.  В  пьесе пять  актов.  И  все пять актов Давыдов плакал, он смотрел на сцену и  плакал. Может быть, он даже ничего не видел  из-за  слез. Он  и  в антрактах  не вставал с места и плакал. И с ним плакала вся Одесса. 74

        Горелов играл  замечательно. Он как будто пел  свою лебединую песнь, но люди смотрели не на сына, а на отца. И горько рыдали.

        А  вы  говорите  —  Цаккони. Хотя  Цаккони  —  очень  хороший  актер. Итальянцы вообще замечательные артисты.

 

          2

 

        Мы  шли  по  бульвару  Монпарнас  и  говорили  о    лошадях,  —    Исаак Эммануилович мог говорить о них часами. Он  и в Париже любил ходить в места, где встречались жокеи.

        —  Большинство ходят на бега и скачки, чтобы  играть. Никто не играет, чтобы проиграть.  Но выигрывают только  две категории  — жучки  и дамы. Для жучка семья, работа — между прочим, а бега — это жизнь, причем он убежден, что без жульничества  прожить нельзя.  А  дама видит лошадей в первый раз на ипподроме.  Ей  нравится  имя  лошади,  положим, Ночная  красавица.  Кавалер говорит ей, что  это  кляча  без всяких шансов.  Но  дама  стоит на своем. И Ночная  красавица