Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

49

Несчастливцев, была  чудовищна: фальшивые интонации, неестественные жесты  любителей,  даже  не  принимавших свое дело всерьез.  Правда, трагедия  была  сокращена до  такой степени, что превратилась в монолог Лира, изредка прерываемый то необходимой репликой, то сценой, во  время которой  Цаккони мог отдохнуть.  К  этому  надо  прибавить размалеванные, но выцветшие декорации, качающиеся задники, пустоту на сцене: дворцы отличались от полей только стенами.

        Старик гастролер играл на  технике, натуралистично. Он не "рвал страсть в  клочья",  но берег силы  и голос и скупился даже  на  жесты. Как когда-то оперные певцы, он "выложил"  себя полностью в одной  лишь сцене, в последнем акте. Опустив мертвую Корделию на землю, он раз сорок, не  меньше, назвал ее по имени; каждый раз интонация была  другой,  но ни одна не  была фальшивой; затем имя  Корделии перешло в предсмертную икоту, с которой Лир умирал. Но в почти  клиническом воспроизведении смерти  не было  ничего  оскорбительного, напротив, оно было убедительно и волновало.

        Мы возвращались домой и разочарованные, и все  же довольные, что видели "последнего трагика".

        -- А знаете, какой самый потрясающий  спектакль я  в своей жизни видел? -- сказал Исаак Эммануилович.  -- Он  разыгрывался одновременно на сцене и в зрительном  зале, и участвовали в нем все, кто пришел в  театр. В Одессе был замечательный молодой актер, необыкновенно  талантливый и темпераментный,  и притом редкий красавец -- Горелов. Его  обожала вся Одесса. А вы знаете, что такое, когда вся Одесса обожает  актера? Это значит, что он ходит по городу, как библейский  царь:  все  на него оборачиваются, и у  всех в глазах  сияют восторг и преданность. У него не может  быть врагов: их  сейчас же сживут со света. Если в театре вы ему не аплодируете, сосед вас непременно спросит: "Я извиняюсь, вы что, глухой, или слепой, или, не дай бог, то и другое?"

        Так вот, Горелов заболел,  и заболел смертельно. Он сам этого  не знал, но  Одесса это  знала.  Вероятно, никогда в  Одессе не было пролито  столько слез.

        Узнал это  и отец Горелова, знаменитый петербургский артист Давыдов.  И он  приехал  посмотреть  на  своего  сына  в  спектакле,  который мог  стать последним  в  жизни  молодого  актера. Давали  "Лорензаччо",  Горелов  играл заглавную роль.

        В Одессе знали, что Давыдов приехал и будет  на спектакле. В Одессе все известно.  И  все пришли  в  театр. А знаете, что такое,  когда  вся  Одесса приходит в театр? По сравнению с этим в бочке с селедками просторно.

        Давыдов  сидел в первом ряду.  В  пьесе пять  актов.  И  все пять актов Давыдов плакал, он смотрел на сцену и  плакал. Может быть, он даже ничего не видел  из-за  слез. Он  и  в антрактах  не вставал с места и плакал. И с ним плакала вся Одесса. 74

        Горелов играл  замечательно. Он как будто пел  свою лебединую песнь, но люди смотрели не на сына, а на отца. И горько рыдали.

        А  вы  говорите  --  Цаккони. Хотя  Цаккони  --  очень  хороший  актер. Итальянцы вообще замечательные артисты.

          2

        Мы  шли  по  бульвару  Монпарнас  и  говорили  о    лошадях,  --    Исаак Эммануилович мог говорить о них часами. Он  и в Париже любил ходить в места, где встречались жокеи.

        --  Большинство ходят на бега и скачки, чтобы  играть. Никто не играет, чтобы проиграть.  Но выигрывают только  две категории  -- жучки  и дамы. Для жучка семья, работа -- между прочим, а бега -- это жизнь, причем он убежден, что без жульничества  прожить нельзя.  А  дама видит лошадей в первый раз на ипподроме.  Ей  нравится  имя  лошади,  положим, Ночная  красавица.  Кавалер говорит ей, что  это  кляча  без всяких шансов.  Но  дама  стоит на своем. И Ночная  красавица

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту