Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

67

погубит. Мой скверный характер. Это  он нанесет меня на риф... Ну, скажите, зачем я опять согласился испытывать себя и ваше терпенье?

        Затем, сразу став серьезным, Бабель  поправил  очки и, заново наливаясь румянцем, приступил к чтению. Он сказал: -- "Гюи де Мопассан".

        ...Бабель читал в  манере,  знакомой нам еще по встречам в его квартире на  Ришельевской  улице, --  неторопливо,  внятно,  хорошо выражая  ощущение каждого слова.

        Вторым был  прочитан  рассказ "Улица Данте". Не замечая  легкого шороха внимания,  возникающего  то здесь, то  там,  я  вслушивался в  звуки чтения, следил  за развитием  сюжета,  ожидая разгадки:  "К  чему бы все  это?" -- и чувствовал недоумение. Больше! Я был озадачен: то, о чем повествовал Бабель, казалось мне  не  заслуживающим  серьезного  рассказа.  Я не узнавал  автора "Смерти Долгушова" или "Заката". Особенно озадачил меня рассказ о  том,  как бедствующий,  нищий  автор  заодно  с богатой петроградской дамой переводили "Признание" Гюи де Мопассана.

        Выразительность эротической сцены обожгла воображение, но как и чем это достигалось? Я не задумался над этим, не  оценил ни тонкого заимствования из мопассановской  новеллы,    ни  всего  чудно-музыкального  строения  рассказа Бабеля.

        Чтение кончилось. Чувство недоумения не оставляло меня, но вместе с тем не оставляло меня и то мне непонятное, что слово за словом, как ступенька за ступенькой, откладывалось и накапливалось во мне во время чтения.

        Публика расходилась. Разрумянившийся Ильф, счастливо блестя  улыбкой "и крылышками  пенсне  на глазах,  поставленных слегка вкось,  вздохнул, сказал застенчиво:

        -- Вот как! Хорошо  темперированная проза. Действует  как музыка, а как просто! Вот вам еще одно свидетельство, что дело не в эпитетах. С этим нужно обращаться  экономно и осторожно  -- два-три хороших эпитета на страницу, -- не больше, это не главное, главное -- жизнь в слове.

        Помнится, как  раз в  этот  период --  "Двенадцать стульев"  уже  имели широкое признание -- у  нас  не раз возникали  дебаты  о  значении эпитета в художественном произведении.

        На этот раз я промолчал.

        Повторяю  признание:  в этот вечер я не понял рассказов Бабеля,  как не понимал я в ту пору духовного мученичества долгих, многолетних или недолгих, но  всегда  честных  молчальников  искусства, ищущих  истины, как  не  понял важного значения слов, сказанных однажды  Бабелем об одном из  нас: "Едва ли ему что-нибудь удастся в нашем деле -- у него небрежная и ленивая душа".

        Как всегда,  казалось  бы, в непоправимо  грубых ошибках молодости, она же,  наша молодость,  служит  нам  единственным,  но счастливо  убедительным оправданием.  Видимо,  и  на  сей раз  молодость еще  не  умела  в негромком услышать важное, в малозаметном --  увидеть истину.  Ильф был старше меня на шесть лет, он был уже зрелым, его душа уже была в движении...

        Прошли,  однако,  и мои дополнительные пять-шесть  лет, может быть даже меньший  срок, и вот -- дивное дело,  -- отыскивая и сочетая  слова, фразы и строчки,  прислушиваясь  к  их  звукам и  смыслу,  к ритмам пауз, означенных запятой  или точкой, я то и дело слышал среди интонаций, идущих  из каких-то светлых запасов памяти, музыку речи, радостно узнавал знакомые созвучия -- и я сразу же поверил им и подчинился.

        Вероятно,  это справедливо.  Вероятно,  так  и должны  говорить  друг с другом поэты... Но  не довольно ли признаний? "Никакое железо не может войти в человеческое сердце так леденяще, как точка, поставленная вовремя".

          В. Финк

          Я МНОГИМ ЕМУ ОБЯЗАН

        Бабель рассказал мне однажды, как в Петрограде, -- еще в ту пору, когда этот  город  назывался  именно  так, --  он  встретил

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту