Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница72

Воспоминания о Бабеле, страница72

людьми!  У Бабеля был инстинкт  подлинного  художника  —    способность  учуять  даже  в  случайно встреченном человеке  нечто самобытное, яркое.  И вдруг оказывалось, что дед Пантелей  был извозчиком в Хамовниках,  возле дома  Льва  Толстого, и не раз говаривал с  графом, что  стодесятилетний бывший жокей  и  наездник,  будучи крепостным,  ездил  со  своим барином  в  Париж и  у этого барина собирались Тургенев, Гюго, Флобер и Золя, да мало ли что оказывалось еще…

        Люди удивительно доверчиво раскрывались  перед ним. Может быть, потому, что не было человека, который умел бы так  слушать собеседника, как  Бабель. Помню,  однажды  мы  разговорились с ним по поводу  событий начала тридцатых годов, я увлекся, и когда перевел дух, Бабель, ни разу не  прерывавший меня, посмотрел на часы и заметил:

        — А вы знаете, сколько времени длилась  ваша  речь? Два часа. Ну можно ли было не раскрыть такому собеседнику всю свою душу?!

          Тамара Иванова

 

          РАБОТАТЬ «ПО ПРАВИЛАМ ИСКУССТВА»

 

        С Исааком Эммануиловичем Бабелем познакомилась я в период моей работы в режиссерских мастерских и Театре имени Мейерхольда.

        Остроумный, склонный к розыгрышам и мистификациям, Бабель пришелся, что называется, не по зубам той девчонке, какой я тогда была.

        При свойственной моей натуре прямолинейности я,  актриса, совершенно не понимала  «игры» в  жизни, поэтому принимала,  не  будучи дурой,  совершенно всерьез  все  слова  и  поступки  Исаака  Эммануиловича  даже  тогда,  когда относиться к ним следовало как к жизненному спектаклю.

        Бабель непрестанно выдумывал и  себя  (не только  для окружающих,  но и самому себе),  и разнообразные  фантастические ситуации, а  я все  принимала всерьез.

        И тем  не  менее  дружба  наша  какое-то  время  продержалась,  хотя  и прерывалась    постоянно    взаимным    непониманием.    Чересчур    уж    разными человеческими индивидуальностями мы были.

        Однако в периоды дружбы  он  допускал меня в  свое «святая святых»,  то есть работал иногда при мне.

        Правда, очень недолгий срок.

        Бабель уверял  меня, что  такого  с  ним  никогда  не бывало, а именно: работать он всегда мог только «в тишине  и тайне», и ни в коем  случае не на чьих-либо глазах.

        Однако на моих глазах работал, и поэтому я имею полное право достоверно рассказать, как именно он работал.

        С  легкой  руки  Константина  Георгиевича Паустовского, прелестнейшего, очаровательного человека,  но невероятного  выдумщика,  написавшего в  своих воспоминаниях о Бабеле, что  он  — Паустовский — видел множество вариантов одного из ранних  рассказов Бабеля (1921 год), все хором утверждают:  Бабель писал множество вариантов.

        Как  известно, архив  Бабеля  пропал,  поэтому  все ссылаются на  К. Г. Паустовского.

        А я утверждаю противоположное: Бабель вовсе не писал вариантов.

        Все, что писал, Бабель складывал первоначально  в уме, как многие поэты (потому-то его проза так близка к vers libre).

        Лишь все придумав наизусть, Бабель принимался записывать.

        У  меня  сохранился рукописный  экземпляр  «Заката»,  который  является одновременно и  черновиком, и беловиком окончательной редакции, той, которая поступила в набор.

        Писал  Исаак Эммануилович  на  узких  длинных  полосках  бумаги,  одной стороны  листа, оборотная  сторона  которого  служила  полями  для следующей страницы.

        В хранящемся  у меня рукописном оригинале отчетливо запечатлен  процесс работы.

        Бабель  вышагивал  по  комнате часами и  днями, вертел в  руках  четки, веревочку (что  придется), выискивая не дававшее  ему  покоя  слово,  вместо того, которое требовалось, по его мнению, заменить в наизусть сложенном, уже записанном, но мысленно все