Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница74

Воспоминания о Бабеле, страница74

была всегда  какая-то  особая  среда, особая  обстановка, которую  он мучительно искал.

        Исаак  Эммануилович  мог показаться причудливым и капризным  человеком, который и сам не знает, что же ему в конце концов нужно: то ли полной тишины и уединения — с разрядкой,  создаваемой общением с любимыми им лошадьми; то ли шумное окружение  и причастность к обществу руководителей государственных учреждений.

        Теперь, когда  я разматываю обратно киноленту жизни, мне кажется, что в последнем  случае  —  в стремлении  приблизиться  к людям, вершащим крупные дела,  —  Бабелем  владело почти детское любопытство,  подобное  страстному желанию мальчугана разобрать по винтикам и колесикам подаренную ему заводную игрушку,  чтобы посмотреть,  что окажется там  внутри, как это все сделано и слажено в единое целое.

        Исаак  Эммануилович    считал    литературу    не    только    делом,  но  и обязанностью, непреложным долгом своей жизни.

        В    уже    процитированном  интервью,    отвечая  на  вопрос:  «Будет  ли (замолчавший  на  время) Ю.  К. Олеша  еще писать?» —  Бабель  сказал:  «Он ничего, кроме  этого, не может делать. Если он  будет еще  жить, то он будет писать».

        Писал  Исаак Эммануилович  трудно, я бы даже  сказала — страдальчески. Был совершенно беспощаден к  самому себе. Его  никак не  могло удовлетворить что-либо приблизительное. Он упорно искал нужное ему слово.  Именно оно, это слово,  наконец-то выстраданное, наконец-то найденное, а не какое-то  другое должно было занять свое место в ряду других.

        Смысл,  ритм,  размер.  Все эти  компоненты  были неразрывно  для  него связаны.

        Тем, кто понимает литературу всего-навсего как  изложение ряда  мыслей, описание  определенных  событий, людских  судеб  и  характеров,  мучительные поиски Бабеля не могут быть понятными.

        Для него  литература — это не только содержание, но и форма, требующая стопроцентной точности отливки.

        Возвращаюсь  к  цитированию  все той же  стенограммы.  Объясняя причины своей медлительности в работе, Исаак Эммануилович сказал: «По характеру меня интересует всегда «как» и «почему».  Над этими вопросами надо много думать и много изучать  и  относиться к литературе с большой честностью, чтобы на это ответить в художественной форме».

        Проза Бабеля  близка поэзии,  по  существу,  и является поэзией в самом прямом выражении этого понятия.

        Трудность  поисков  формы  при создании произведений  влекла  за  собой постоянный вопрос — где, в какой среде и обстановке лучше всего работать?

        Исаак  Эммануилович считал, что ему лучше всего  писать, живя  в среде, близкой к  описываемой.  А  необходимую  разрядку  находить  тоже в обществе людей, похожих на описываемых.

        Ему не сиделось на месте, но в своих  разъездах  он постоянно стремился выбрать необходимую для его творчества обстановку.

        Привожу отрывки из писем ко мне, об этом свидетельствующие:

        Из Киева в Москву. 23.IV.25 г.

        «…Уехал на пароходике вниз по Днепру верст за двадцать. Там в деревне я переночевал, выпил пива  с  предсельсовета  и  еще  двумя  мужиками  и  на рассвете  вернулся в Киев.  Здесь  с еще одним военным человеком (Охотников, друг Мити Шмидта  и  мой) мы с утра наняли моторную лодку,  катались полдня, пили, пели, гнались за розовыми днепровскими  пароходами, чтобы покачаться в их безобидной волне: я  ужасно  хотел  рассказать Охотникову чего-нибудь про вас,  сунуть  контрабандой  рассказ  о давнишних моих знакомых,  но, к чести моей, ничего не  сказал,  вернулся домой в гостиницу и нашел здесь письмо от вас,  милый друг мой.  События, заслуживающие внимания, были вот еще  какие: позавчерашний  день  я  провел  в    Лукьяновской    тюрьме  с    прокурором