Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница89

Воспоминания о Бабеле, страница89

«имени императора Николая Первого».  Странно, что одесское купечество избрало шефом своего училища царя, не уважающего коммерцию.

        Бабель был  на один класс моложе меня, но я помнил мальчика  в очках, в старенькой тужурке  и  помятой  фуражке с зеленым околышем  и гербом в  виде жезла Меркурия.

        Когда  мы  встретились    через  шестнадцать  лет  у  Василия  Регинина, журналиста,  редактора  журнала  «30  дней»,  Регинин  Бабеля не  назвал,  а представил его  как крупного хозяйственника. В темно-синей куртке, по старой памяти  называвшейся  френчем,    Бабель    все-таки  совсем    не  походил  на хозяйственника. К тому же Регинин быстро свел разговор на литературные темы, спросил, читал ли  я «Соль», «Смерть Долгушова» и  другие  рассказы о Конной армии. Тут Бабель сказал:

        —  Вы  меня  не  помните?  А  я вас помню. Вы  играли роль  Тартюфа  в ученическом спектакле, в комедии Мольера.

        Я ответил, что играл в первый и последний раз в жизни.

        — Я думал,  что вы будете  актером… Ну, а  я похож на ответственного работника?

        Я заметил,  что  он  играл эту  роль  неважно. Но  ответственно. Бабель засмеялся.

        Регинин был, как говорится, профессиональным собеседником и рассказывал в тот вечер увлекательные истории. Поэтому мы больше слушали, чем вспоминали былое или обсуждали настоящее и будущее.

        Прощаясь, Бабель сказал: «Будем видеться».

        Получилось  так, что в ту  пору  видеться нам пришлось больше  всего за границей, в Париже, осенью 1927 года.

        В  первый  свой приезд в Париж Бабель как бы растворился в этом городе. Его  вскоре  перестали  интересовать  Монпарнас, кафе  «Куполь»,  «Дом».  Он зачастил к нам, на  авеню Ваграм, вернее на улицу Брей,  где в дешевом отеле «Тильзит»  жил  всякий  народец  —  русские,  иностранцы  без  определенных занятий. Бабель не имел  привычки предупреждать о своем приходе по телефону. Однажды он меня не  застал и постучался  к  моей  соседке,  актрисе «Летучей мыши» —  в то время кабаре Балиева гастролировало в Париже накануне отъезда в Нью-Йорк.

        Ему ответил мужской голос.

        Бабель вошел и увидел молодого человека.

        — Вы к Тамочке? Она ушла на репетицию.

        — А вы кто будете? — деликатно осведомился Бабель.

        — А я ейный ухажер.

        Бабель потом со смехом  рассказывал об этом разговоре. Он  подружился с этой парой, предвещал молодому человеку блестящую артистическую карьеру. Так и  случилось.    Теперь  это  знаменитый  характерный  артист    американского кинематографа. А моя соседка — его жена. И оба они тепло и нежно вспоминают Бабеля.

        В  Париже он  переписывался со мной так называемыми «пневматичками»  — записочками, пересылаемыми пневматической почтой.

        «Дорогой  Лев  Вениаминович. Я  совсем расхворался.  По ночам не  сплю, задыхаясь,  простуда страшная, глаз пухнет, гноится,— вообще  я  разлагаюсь гораздо  менее эстетично, чем парижская буржуазия. Я  очень хочу вас видеть. Компаньон я, конечно,  никудышный. Как  только оправлюсь —  заявлюсь к вам. Предварительно — предупрежу письмом.

        Ваш Бабель.

        14/IX—27″.

        Но не предупреждал, только приходил пораньше, и мы отправлялись бродить по осеннему Парижу. Он говорил:

        — Мы должны благодарить бога, что нашим учителем был француз Вадон. Он научил нас болтать по-французски, а то мы были бы тут глухонемыми.

        Компаньоном    он    был    веселым.    Когда  встречал    что-то    смешное, останавливался  и  долго смеялся прерывистым смехом, задыхаясь, —  сердце у него пошаливало.

        Однажды (это было на Монмартре) мы остановились против одного из домов, имевших определенную репутацию в ночном Париже. По ночам здесь кипела жизнь. Мы  же забрели на  эту улицу утром  —