Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница99

Воспоминания о Бабеле, страница99

незабываемые одесские  песенки: «Сухой  бы я корочкой питалась. Сырую  б воду я пила…»  или: «Не пиши мне, варвар, писем, не волнуй ты мою кровь…».

        Видавшие виды, ко всему привыкшие парижские полицейские не  обращали на нас внимания.

        Бабель любил  подолгу простаивать перед газетными  киосками,  у  витрин магазинов и  лавчонок, внимательно читать объявления  на  уличных  щитах. Он посещал  судебные  камеры, биржу, аукционные залы и  места рабочих собраний, стремясь все подметить, запомнить и, если можно, записать.

        В живописи он мне больше  всего  напоминал Домье —  великого сатирика, насмешника и человеколюбца.

        Бабель был  неутомимым  врагом  пошлости и банальности  в литературе  и искусстве. Он высмеивал писателей, пишущих «обкатанным» языком.

        — Они совершенно равнодушны  к слову, — говорил он. — Я бы штрафовал таких писателей за каждое банальное слово!

        — А художников, пишущих сладенькие олеографии, следовало бы  исключить из союза, — добавлял я, вдохновленный его максимализмом.

        Часто  Бабель  и  Зозуля приходили  ко  мне  в гостиницу  выпить  чашку московского чая и поделиться парижскими впечатлениями.

        Исаак Эммануилович был неподражаемым рассказчиком.

        Во всех его шутках, рассказах и сценках неизменно присутствовали строго обдуманная  форма и композиция. Чисто бабелевская гиперболичность  и острая, неповторимая  выразительность были приемами,  которыми  он  пользовался  для достижения  единственной  цели —  внушить  слушателю идею  добра. Он словно говорил ему: «Ты можешь и должен быть  добрым. Слушая меня, ты будешь таким. Самая созидательная и важная сила в человеке — добро».

        «Стыдно после рассказов Бабеля быть недобрым», — думалось мне.

 

          Кирилл Левин

 

          ИЗ ДАВНИХ ВСТРЕЧ

 

        Как-то в двадцатых годах я пришел к писателю Ефиму Зозуле, жившему в то время  в  переулке  возле Плющихи,  и  застал у  него  молодого  человека  в парусиновой блузе и мятых  сереньких брюках. Он был среднего роста, плотный, в очках, с высоким лбом и начинающейся от лба лысиной. Глаза его и выражение лица    сразу    привлекали    внимание:  в    глазах    была  какая-то    веселая недоверчивость, — они как бы говорили:  все вижу, все понимаю, но  не очень во все это верю.  Лицо  с широкими крыльями носа и толстыми  губами выражало спокойную, доброжелательную силу.

        Зозуля  познакомил  нас,  и, услышав фамилию  Бабель, я с  нескрываемым восхищением  взглянул на  него. Бабель с дружелюбной  усмешкой встретил  мой взгляд.  Я недавно прочитал  в  маленькой  книжке  «Библиотеки «Огонек»  его великолепные  рассказы, так не  похожие на  то,  что  печаталось  в те годы. Удивительные  по  языку,  сжатости,  скульптурной  выпуклости, эти  рассказы произвели на меня впечатление необыкновенное.

        Бабель спокойно  поглядывал на меня и, когда  Зозуля  сказал ему, что я родился в Одессе, спросил, на каких улицах я там жил.

        —  Заметьте,  —  вежливо добавил  он,  и  глаза его  смеялись,  —  я спрашиваю, не на какой улице, а на  каких  улицах  вы жили, так как полагаю, что  ваши уважаемые родители часто меняли квартиры  и  каждая следующая была хуже предыдущей.

        Я смотрел  на него с  удивлением — он  точно в воду глядел  — и глупо спросил его, откуда он все это знает.

        Озорная улыбка скользнула по его  губам,  и  он  назидательно объяснил, лукаво поглядев на меня:

        —  Вы худы  и, как говорят  мясники,  упитаны ниже  среднего.  В вашем костюме  я бы  не  рискнул пойти на дипломатический прием, а ваши ботинки не лучше моих. — Он вытянул  из-под стола, за которым сидел, ногу в стоптанном башмаке.  —  Движения у вас несвободные, вы, вероятно, жили в тесноте и  не были в родстве