Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница103

Воспоминания о Бабеле, страница103

украшениями,  где невероятно прочно оседала  пыль… Буфет  с трудом втиснулся в нашу  квартиру и  занял подобающее ему место в столовой. Долго у нас жил  этот  буфет,  и Бабель  всегда  проверял  его  содержимое. Не  могу сказать,    чтобы  он  оставался    довольным,    и    не    раз    называл    меня бесхозяйственной кукушкой.

        В 1928 году мы переехали в Киев; буфет остался в нашей прежней квартире и пропал со временем вместе с остальной мебелью.

        Но вернусь несколько назад.

        Зимой  — пожалуй, это  был  1924 год — на гастроли  в Одессу приехала Айседора Дункан.

        Б. Пильняк и  Вс. Иванов,  находившиеся  в ту пору  в  Одессе, художник Борис Эрдман, редактор «Одесских известий» Макс Осипович Ольшевец,  Бабель и Стах  решили  чествовать  Айседору и собраться  в  узком кругу  в Лондонской гостинице.

        Айседора  на  таких встречах  не  выносила  присутствия  женщин.  Исаак Эммануилович пожалел меня — мне страстно хотелось быть на  этом ужине  — и взялся  переубедить Айседору.  Он  намекнул ей, что  я не женщина  вовсе,  а известный  в  Одессе  гермафродит, и  к тому же ярый  поклонник  ее таланта. Айседора    пожала    плечами    и  без    особого  энтузиазма    разрешила    мне присутствовать.

        О всех этих подробностях я узнала значительно позже, поэтому явилась на вечер в блаженном неведении…

        Мы сидели  в  полутемной  большой комнате  Лондонской  гостиницы.  Ужин проходил весело и  непринужденно,  хотя Айседора показалась мне печальной  и рассеянной. Это была уже немолодая женщина с изумительными глазами какого-то блекло-сиреневого  цвета  и    медно-красными    волосами,    довольно  коротко подстриженными.  После  ужина  ее упросили  танцевать. С большого  стола все убрали, аккомпаниатор сел  за рояль. Айседора  поднялась  и начала медленный танец на столе. Босая и полунагая, она постепенно сбрасывала с себя все свои разноцветные прозрачные шарфы и делала это очень ритмично, в такт музыке.

        Наверное,  это  было красиво и  оригинально.  Все,  естественно, были в полном  восторге, целовали ей  руки,  восхищались и благодарили, пили  за ее здоровье. Бабель, высоко подняв брови,  с удивлением и крайним  любопытством смотрел на  Айседору.  Несколько раз  снимал и  протирал очки.  Его  как  бы «раздетое» без очков лицо казалось беспомощным и очень добрым…

        Разошлись под утро.

        Когда мы шли по пустынному Приморскому бульвару, Бабель сказал:

        — Здорово, конечно! Но  далеко ей до Жозефины Беккер! Та  пленяет хоть кого, желает  он этого или не желает.  Это огненный темперамент и мастерство великое. А таких ног, как у нее, я вообще никогда не видел!..

        Бабель  не  раз  потом  рассказывал нам о Жозефине Беккер  и  неизменно восхищался ее необыкновенным талантом.

        Вскоре Исаак Эммануилович переехал в Москву.

        На  премьере  своей пьесы «Закат», поставленной  в Одессе,  он не  был, несмотря на обещание приехать.  «Закат»  проходил  с шумным  успехом.  Толпы людей  осаждали кассы. Спектакль и  впрямь был  хорош, великолепно сыгранный Юрием Шумским, Полиной Нятко, Маяком, Мещерской, Хуторной.

        «Закат» шел и  в Украинском и в Русском театрах, публика валом валила в оба  театра, —  каждый  считал  своим долгом  посмотреть  оба  спектакля  и определить, чей «Закат» лучше…

        Миновало несколько лет. Мы долго не виделись с Бабелем…

        В конце 1928 года он  приезжал в Киев. Мы жили тогда в помещении Театра имени Франко (Стах  был  директором этого театра). Бабель прожил у нас около недели,  много  гулял по  Киеву,  который  он  любил,  неизменно  восхищаясь Печерском, — он считал  этот  район самым красивым местом в Киеве. Я не раз сопутствовала ему в этих прогулках.  Однажды мы  зашли в цветочный