Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница107

Воспоминания о Бабеле, страница107

робко-слабые, гимназические,  но почерк не  мог оставить человека равнодушным.  Почерк вызывал восхищение. Строка к  строке, на  подбор «Где вы научились так красиво писать?» — спросил ее  Бабель. «На почте…» — ответила девушка. И писатель объяснил нам смысл этого ответа.

        Многие  одесские студенты  зарабатывали  тем,  что писали  на почте  за неграмотных письма родным и близким. Люди любили красивый  и четкий  почерк. Люди диктовали свои письма,  определяя  их  стиль. Одесский грузчик-украинец предпочитал    лирику,  солдат  из  далекой  Сибири  —  сдержанную  тоску  и хозяйственную деловитость, еврей неудачник-коммерсант — горесть, молдаванин —  возвышенно-цветистый  слог,  но  всем  нравилось,    чтобы    письма  были «подлинней и  посердечней». Некоторые студенты тренированно заучивали тексты писем,  заготовленные  на    случай  рождения,  смерти,    свадьбы,  успешного завершения  торговой  сделки,  жалобы  на  здоровье,  безденежье, но были  и «художники»,  которые  вели,  выражаясь  современным  языком,  «интервью»  с неграмотными  и писали каждый раз новые письма, сугубо частные, с различными житейскими сюжетами.

        По своему складу интимного лирика девушка чаще и больше всего писала на одесском почтамте любовные послания. Это сказалось и в стихах.

        —  Стихи не произвели никакого впечатления,  а почерк — незабываем, я его и сейчас вижу. Редкий…

        Бабель передает гранки линотиписту.

        — Итак, начнем с «металла».

        Бабель, по выражению Эренбурга, ни на кого не был похож, и никто не мог походить  на  него.  Он  всегда  писал о своем  и по-своему;  именно к этому призывал  он  нас  в  декабре  1935  года,  когда  встречался с  участниками Вседонецкого слета молодых писателей.

        Объявили,  что гости  поедут на шахты,  заводы,  фабрики, в колхоз, где живет и работает Паша Ангелина.

        Утром  к  гостинице «Металлургия» подкатили  легковые машины,  автобус. Бабель вежливо отказался  от легковой  машины,  он  решил ехать в автобусе с молодежью.

        —  Хорошо было бы  затеряться  в  толпе  заводских рабочих,  послушать разговоры, шутки,  споры… Писатель-экскурсант, — Бабель смеется,  —  это ужасно.

        Автобус мчится по Макеевскому  шоссе.  В Макеевке, на  металлургическом заводе имени  Кирова,  работает мастером  в  доменном  цехе знаменитый  Иван Григорьевич Коробов. Едем к нему. Бабель расспрашивает о старшем Коробове, о его сыновьях, которые, как и отец, стали доменщиками.

        Макеевский завод-гигант изумляет  Бабеля. Он оглядывает  его с площадки доменной печи. Внизу паровозы,  ковши с  расплавленной массой чугуна, ветер, дым,  обжигающий аромат кипящего металла, гудки, грохот подъемников,  облака газа над литейным двором.  Люди  в брезентовых куртках и широких брезентовых шлемах,  в  синеватых  очках,  приподнятых  на  лоб,  сильные,  улыбающиеся. Макеевка в декабрьском  тумане, заснеженные терриконы, ветви железнодорожных и шоссейных дорог.

        Рыжеусый, бронзоволицый, веселый, Иван Григорьевич Коробов рассказывает о работе доменщиков, вскользь — о своих сыновьях.

        Коробову представляют писателей здесь же,  на площадке: Бабель,  Олеша, Дмитрий Мирский, Перец Маркиш, Вилли Бредель, Беспощадный, Авдеенко…

        — Слыхал. —  Коробов в  распахнутой  телогрейке, на шее цветной шарф, ушанка. — Беспощадный, Авдеенко —  наши, донбасские… И Бабеля читал, про гражданскую войну, что ли?

        Коробов приглашает писателей  взглянуть, как  варится чугун. По очереди подходят к «окошку» размером в медный пятак, долго  вглядываются через синее стекло в огненную массу горна.

        — Чугун варить трудно? — Юрий Карлович Олеша поеживается под ветром.

        — Следить дюже надо,  чтобы не  переварить,