Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница115

Воспоминания о Бабеле, страница115

по делам в горы. В открытую  коляску запрягали пару горячих кабардинских коней. Кучеру было с ними нелегко справиться,  тем более что  коленями  он  придерживал винтовку. Сзади сидел  коренастый горец, натянутый, как  пружина, не позволявший  себе откинуться на подушки (это и был Бетал). На боку в деревянной кобуре висел у него огромный  маузер, наготове были еще два  штуцера (или обреза).  Бетал и его кучер готовы были к любой неожиданности; в бою они, наверное, не дали бы маху.  Классовая и политическая борьба, усугубляемая  родовыми и  племенными распрями, в те годы еще не утихла в горах.

        Позднее,  в  тридцатых годах,  Бетал Калмыков  благодаря  журналистам и литераторам стал особенно популярной фигурой в стране.

        Это  по  инициативе  Бетала  колхозы  Кабардино-Балкарии  развели вдоль горных  дорог бахчи, посадили ягодники, огороды.  Воткнули в землю колышки с дощечками и на них написали крупно:

          ПУТНИК! ОТДОХНИ, ПОЖАЛУЙСТА!

 

          ПОДКРЕПИСЬ!

 

          ТЕБЯ УГОЩАЕТ КОЛХОЗ…

 

        (Конечно, не забывали назвать гостеприимного коллективного хозяина.)

        Бабель искал  признаков будущего  в  сегодняшнем  дне  (по  собственным словам, он всегда был готов  помочь цыпленку разбить скорлупу). Но  в  то же время  нельзя  было  закрывать  глаза  на  противоречия,  таившиеся  в  этом человеке.    К    нему,    например,      приросло    шутливое    прозвище:      «Наш социалистический старейшина рода» и др.

        Известно, литератор  и  дня  не проживет  без  шутки. Но даже за  самой едкой,  гротескной  непременно  скрывается какая-то частица жизненной правды или  черта  человеческого характера,  иногда  только  чахлый росток,  глазу, затуманенному восторгом, невидимый… И вправду невидимый?  Спустя  тридцать лет кабардинский писатель Алим Кешоков опубликовал роман  «Вершины не спят». Бетал  Калмыков, безусловно, послужил  автору прототипом при создании образа «головного журавля» Кабардино-Балкарии тридцатых годов — Инала Маремканова. В прошлом Инал — легендарный революционер, в романе — человек, упивающийся властью,  нетерпимый, подозрительный, крушивший всех  стоявших на его  пути. «Кто против меня,  тот, значит, и против  новых  порядков,  — поучает  Инал своего  помощника,  выполняющего  функции  «меча  карающего»  в    автономной республике, — вот тебе и метод в руки… Хороши любые средства».

        Не  может быть,  чтобы Бабель, зная своего друга долгие годы, готов был втиснуть  всю его человеческую сущность в одну  из  простейших,  одночленных формул.  Не  мог  он  не  видеть, что  Беталу,  этому  стойкому мечтателю  и неутомимому борцу за будущее, не чужды ни противоречия, ни пережитки, что  у него властная натура и что страсти кипят в его душе.

        Новеллы    о  Бетале    Калмыкове  написаны  после    «Нефти»,    рассказа, признаваемого переломным в творчестве писателя. Бабель говорил в те  годы И. Эренбургу, что  прежде  писал чересчур цветисто, злоупотребляя образами, что теперь стремится к большой простоте. Но, очевидно, намечавшийся путь  не был прост, однозначен.  Бабель искал новых жизненных впечатлений повсюду. Однако то, что мы слушали в «каминной» Дома литераторов, было ближе к прежней прозе Бабеля, чем к тому, что намечалось в «Нефти».

        Литературный  герой новой  книги  предстал  пред нами  в  романтическом обличье и был, на  первый взгляд, свободен от  кое-каких  противоречий, явно выраженных в его прототипе.

        Но вот  что  примечательно.  Восприняв на слух тридцать пять  лет назад несколько  новелл  из  уст  Бабеля, я  запомнил  их (точнее  -свои тогдашние впечатления), тогда как  за эти годы, насыщенные событиями, перезабыл многое даже из того, что повлияло на собственную мою судьбу.

        Как полнее передать