Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница122

Воспоминания о Бабеле, страница122

Беня Крик,  вдохновенный  иронический  гангстер  с  одесской Молдаванки.

        Но вот в один из самых замечательных в моей жизни вечеров (это было уже в Москве, в театре, где играет сейчас «Современник») я выступал с рассказами Бабеля.  Перед  выходом  кто-то  из  работников театра  прибежал  ко  мне  и взволнованно сообщил:

        — Знаешь, кто в театре? Бабель!

        Я  шел  на сцену на мягких, ватных ногах. Волнение мое было безмерно. Я глядел в зрительный зал и искал Бабеля — Балмашева, Бабеля — Крика. В зале не было ни того, ни другого.

        Читал я хуже, чем всегда. Рассеянно, не будучи в силах сосредоточиться. Хотите знать правду? Я трусил. Да, да, мне было по-настоящему страшно.

        Наконец  в  антракте  он  вошел  ко  мне в  гримировальную  комнату.  О воображение,  помоги мне его нарисовать!  Ростом он был  невелик. Приземист. Голова на короткой шее,  ушедшая  в  плечи.  Верхняя  часть туловища намного длиннее нижней.  Будто скульптор  взял корпус одного человека и  приставил к ногам  другого.  Но  голова!  Голова  у  него  была  удивительная!  Большая, откинутая назад. И за  стеклами очков — большие, острые, насмешливо-лукавые глаза.

        — Неплохо, старик,  —  сказал Бабель. — Но  зачем вы стараетесь меня приукрасить?

        Не знаю, какое у меня было в это мгновение лицо, но он улыбнулся.

        — Не надо захватывать монополию на торговлю Одессой! —  Бабель лукаво поглядел на меня и расхохотался.

        Кто не  слышал и не видел  смех Бабеля, не может  себе представить, что это было  такое. Я, пожалуй, никогда не видел  человека, который бы смеялся, как он.  Это не  был раскатистый хохот — о, нет! Это был смех негромкий, но совершенно безудержный.  Из глаз его лилися слезы.  Он снимал  очки, вытирал слезы и снова начинал беззвучно хохотать.

        Когда    Бабель,  сидя  в  театре,    смеялся,  сидящие  рядом  смеялись, зараженные его смехом, а не тем, что происходило на сцене.

        И  до  чего  же  он был  любопытен!  Любопытными  были  у  него  глаза, любопытными были уши. Он все хотел видеть, все слышать.

        В вечных наших скитаниях мы как-то встретились с ним в Ростове.

        — Ледя, у меня  тут есть один знакомый чудак,  он ждет  нас  сегодня к обеду, — сообщил мне Бабель.

        Чудак  оказался военным. Он был большой, рослый, и еда  у него была под стать хозяину. Когда обед был закончен, он предложил:

        — Пойдемте во двор, я вам покажу зверя. Действительно, во дворе стояла клетка, а  в клетке из угла в угол метался матерый волк. Хозяин взял длинную палку и, просунув ее между железных прутьев, принялся злобно дразнить зверя, приговаривая: «У, гад, попался? Попался?..»

        Мы с Бабелем  переглянулись. Потом глаза его  скользнули по  клетке, по палке, по лицу хозяина… И чего только не было в этих  глазах! В них были и жалость,  и  негодование,  и  любопытство. Но  больше  всего  было  все-таки любопытства.

        — Скажите, чтобы он прекратил, — прошептал я.

        — Молчите, старик! — сказал Бабель. — Человек  должен все знать. Это невкусно, но любопытно.

        В искусстве Бабеля  мы многим  обязаны этому любопытству. И любопытство стало дорогой в литературу. Бабель пошел по этой дороге и не сходил с нее до конца.  Дорога  шла  через  годы  гражданской войны, когда  величие  событий рождало  мужественные,  суровые  характеры.  Они  нравились Бабелю, и он  не только  «скандалил»  за  письменным  столом,  изображая  их,  но, чтобы быть достойным своих героев, начал «скандалить на  людях». Вот откуда взялся «Мой первый гусь».  Вот где я  верю ему.  Тяжело, но любопытно. Любопытство  его, подчас  жестокое, всегда было оправданно.  Помните, что происходило  в  душе Никиты Балмашева перед тем, как товарищи сказали ему: