Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница128

Воспоминания о Бабеле, страница128

если  богатырь сидит дома, то,  значит,  дом —  крепость, которую нужно держать.

        Пошел  с  Исааком  Эммануиловичем  вниз  с  той «муравьиной горки»,  по зеленому лугу, к реке.

        Кажется, ее называют Воронкой. В ней любил купаться Лев Николаевич.

        Он хорошо плавал. Никогда не вытирался после купания. Сох на ветру.

        Поле было зеленое, широкое. Мы говорили о Толстом, о длинных романах, о способе  сохранять дыхание в  длинном повествовании, о  том, как не пестрить стиль,  а  если  надо,  то  надо  это  сделать  так,  чтобы  все  поле  было драгоценным. Мы говорили об Алексее Максимовиче, тогда живом.

        Говорили о кино, о своих неудачах, о  чужих  удачах,  о  том,  как надо писать драгоценно и понятно, точно и выборочно, точно и празднично.

        Бабель был  печален.  Очень устал. Одет  он был в  толстовку,  кажется, синего цвета. Спина его слегка круглилась.

        Молодость прошла.

        Мельком он рассказывал о Париже. Долго говорил о новой прозе.

        Мы дошли до спокойной речки. Не шумела вода.

        Течет  время, как  вода,  смывая память. Не  хочу  выдумывать, не  хочу уточнять разговор.  Мы  ведь пишем, а  не  записываем, не ведем  корабельный журнал.

        С того спокойного дня Бабеля я больше не видал.

 

          Г. Марков

 

          УРОК МАСТЕРА

 

        В  один из приездов в Москву  работники Гослитиздата сообщили  мне, что рукопись  моего романа «Строговы»  прочитал Исаак  Эммануилович  Бабель. Это известие, конечно,  взволновало меня.  Не  рассчитывая на  личную встречу  с известным  писателем,  я стал просить товарищей  узнать  его мнение  о  моем произведении. Кто-то из них позвонил Бабелю.

        — Пусть приезжает ко мне сегодня же. К обеду.

        И вот после обеда мы сидим  с Исааком  Эммануиловичем  в его  кабинете, расположенном  в уютной квартире дома в Николо-Воробинском переулке. Сидим в полусумраке, беседуем увлеченно и откровенно…

        Так выглядит этот разговор с Бабелем в  моей записи, сделанной  вскоре, но, к сожалению, не помеченной никакой  датой  (воспроизвожу  эту запись без какой-либо правки).

        —  Исаак Эммануилович,  я  приехал  из  Сибири,  из  города  Иркутска, стоящего от Москвы на расстоянии пяти тысяч двухсот километров, — сказал я. — Но буду откровенен: я был бы не  удовлетворен беседой с вами, если бы все это имело какое-нибудь  значение при рассмотрении моей рукописи. Современный художник  вооружен  самым передовым  и  самым научным  мировоззрением.  Наша действительность достаточно многогранна, как в Москве, так и на окраине. Это очень  существенно.  Это  переносит  центр  тяжести на суть  дела и  сжигает всяческие мосты для  скидок на так называемую отдаленность. В конечном итоге не важно, где мы живем, важно, какими масштабами мы мыслим.

        — Да, это так. Но география  для меня имеет какое-то значение.  Прежде всего  в  смысле  специфики  человеческого бытового уклада.  Я  прочел  вашу рукопись  с удовольствием.  Вы мир видите  просто и просто о нем  пишете, — продолжал  далее  Бабель.  —  Учтите:  ничто  не имеет  столько нераскрытых возможностей,  сколько настоящее  чувство  художественной простоты.  Если вы будете следовать этому — вас ждут удачи.

        Больше всех меня  захватила женщина,  которую  вы  написали  с  большой силой.  Анна. В  этом образе  сильно  все:  от  философии до  художественных деталей. Скажите, сколько вам лет? Откуда вы знаете, как держит себя любящая жена  с глазу  на  глаз  с  любовницей  мужа?  Затем,  как  вы  узнали,  где подсмотрели и  услышали  такое  сложное  чувство в  женщине,  как раздвоение любви? Все это описано у вас так верно, что кажется, будто испытано вами.

        — Если  б я  опирался только на  свой опыт,  я бы  не сказал  и  одной