Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

129

десятой  того,  что  сказано  у    меня.    Я  отталкивался  от  слышанного  и воображаемого.  Я выработал привычку фиксировать в  своей  памяти  житейские случаи и мелочи.  Это расширяет мои представления о жизни.  Опираясь  на эти представления,  я  строю  воображение  и  поверяю этим точность воображения. Кроме  того,  я  знал женщину, которая очень походила на Анну Строгову, хотя была далеко не Анной Строговой.

        -- Это хорошо. Без воображения не  может быть художника. Но воображение не нечто  оторванное от жизни,  а питаемое жизнью. Где вы работаете? Что вас окружает? -- спросил Бабель.

        -- Я сейчас работаю в библиотеке, и меня окружают книги, -- ответил я.

        -- Это очень  плохо. Самое  опасное  для  художника  --  это  сделаться книжником.

        Все замечательное в  литературе -- замечательно своей новизной. Ни одна самая  хорошая книга не способна дать этого. Новизна в широком  смысле этого слова  --  это  жизнь. Мой  совет: держитесь  ближе к  жизни,  знайте больше простых  людей,  населяющих  землю,  и бойтесь  книжничества.  Плохо,  когда писатель отталкивается не от жизни, а от книги.

        -- Надеюсь, все  сказанное  вами никак  не  противоречит  необходимости знания книги? -- спросил я.

        Бабель ответил:

        -- Само собой разумеется. Нельзя смешивать книжничество и знание книги. Для писателя  знание книги -- это знание важной области  жизни, приобщение к культуре.

        -- Мне  кажется,  что  я представляю  все это  верно, --  сказал  я. -- Сошлюсь  на  свой  маленький  опыт:  рукопись,  которая  лежит  перед  вами, создавалась не мной одним. Говорю это, расширяя самое понятие "создавалась". Это -- концентрация жизненного опыта множества  людей. Я собирал этот опыт в той  среде, которая  близка  и понятна мне: крестьяне, охотники,  рыбаки. До двух десятков людей разного пола и разных возрастов находятся под постоянным моим наблюдением.  Я слежу  за всеми  движениями их жизней. Это помогает мне видеть  общее  через  частное.  Даже  тогда,  когда  я  начинаю представлять прошлое,  я мысленно  передвигаю туда этих  людей,  и  это прошлое  начинает рисоваться мне осязаемо, как вчерашний день, прожитый мною.  Правда, все это затруднено тем, что эти люди отделены от меня расстоянием.

        Таким образом,  на первый план я ставлю  жизнь, но роль книги для  меня при этом  не  уменьшается, а  увеличивается. Книга  держит меня в  состоянии напряжения,  она  помогает  лучше  видеть  жизнь  и  глубже  осмысливать  ее многообразие.

        -- Почему вы не живете в деревне? -- спросил Бабель.

        --  Возможно, что это  было  бы лучше. Но  для того,  чтобы плодотворно наблюдать,  мне нужна не вообще  деревня,  а деревня,  с  которой  я  кровно связан.  Это  неосуществимо практически.  Я  не  найду  там  дела,  могущего соединить два важных обстоятельства: возможность зарабатывать  хлеб насущный и заниматься литературой.

        Кроме того, город  мне жизненно нужен, мне нужна творческая среда, темп и атмосфера городской культурной жизни.

        --  Поговорим теперь о рукописи,  точнее -- о языке, --  сказал Бабель, беря рукопись.

        Ваш  язык прост, точен, но,  к сожалению,  не везде. Вы  еще  не всегда умеете говорить своим словом.

        Вот примеры.

        Вы  пишете: "Анна  вернулась  с  покрасневшими глазами". Это  хорошо  и просто.  Но вот дальше:  "Прикладываясь к чудотворной  иконе,  она поддалась царившему возле нее экстазу  и всплакнула". Экстазу? Это слово не только  не ваше, оно враждебно вашей манере.

        Дальше. "Захар не изменил спокойного тона". Тон?! Поверьте, это  не ваш тон.

        Еще: "В конце августа не по-летнему шелестят деревья.  Высохшие листья, хрупкие, как  лед первых  заморозков, трепещут от  самого легкого

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту