Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница130

Воспоминания о Бабеле, страница130

дуновения ветра». Это  хорошо  сказано. Точно. Просто. Но  вдруг читаю дальше:  «В эту пору по полям стоит  печальный шум,  нагоняющий унылые думы». Унылые думы… Господи, кто только не писал этого!

        Или вот еще: «Матвей отвечал не торопясь. Приятно было чувствовать себя в центре напряженного внимания этих людей». В центре напряженного! Это же не ваше. Это написано с чужого голоса.

        А вот описание грозы: «В Ильин день разразилась гроза. Вначале солнце с остервенением жгло землю. От зноя повяли листья берез. Воздух накалился, как в жарко натопленной бане. Лошади забились в  кусты, коровы залезли в  речку, курицы  ходили  по  двору,  вяло раскрыв клювы.  Артемка  босой  выбежал  на крыльцо, обжег ноги и с плачем поспешил обратно».

        Все  это хорошо. Тяжеловесно.  Ощущаешь  физически,  пятками,  вместе с Артемкой. И вдруг вы теряете свой язык: «Воцарилась жуткая тишина. Казалось, что сейчас свершится что-то гигантски катастрофическое». Отвратительно!  Еще пример того, как вы портите фразу: «Агафья нажарила рыбу на сковороде, и дед Фишка, радуясь тому, что все в эту ночь произошло так, как ему  хотелось, ел жареных  чебаков  с редкостным  наслаждением».  Редкостное наслаждение — из чужой песни.

        «Резвой  рысью  жеребчик подвозил  ее к селу. Он точно понимал, чего от него хотела хозяйка, и, колесом выгнув шею, красиво перебирал ногами».

        Но  что значит  красиво?  Для читателя  это пустой звук. Раскройте  это «красиво» в какой-то подробности.

        «Страшные  боли  мучили  его,  и  единственным  желанием  старика  была смерть».  Это  и пережато и недосказано.  Помните,  что стремление  жить  — безгранично, даже  тогда, когда жизнь для человека — страдание. Осторожно с выводами. Наконец: «Анна оделась  на виду у Демьяна в сак и пошла». Сак? Это род пальто. Дайте деталь: какой сак? Пусть читатель увидит это.

        Вы,  наверное, спросите:  как  избежать  этих  и  иных  подобного  рода недостатков?

        Скажу  — строгостью к себе. Взвешивайте каждое  слово. Ставьте  его на суд своего вкуса. Но  это достигается не сразу. Это достигается тренировкой, упражнением. Только.

        — Эта рукопись — моя первая вещь, — сказал  я. — Верно ли, что надо начинать  с  мелких  произведений?  Почему  в  редакциях морщат  лбы,  когда говоришь, что начал сразу с романа?

        — Морщат лбы невежественные люди,  —  засмеялся Бабель. — Литература — более  тонкое  дело, чем она представляется  таким людям. Каждый начинает по-своему, и вредно прописывать рецепты со стороны.

        Если вы  начали с  романа, то,  следовательно, ваш строй  души сложился именно в этом плане.

        Многие  говорят:  «Горький начал  с рассказов, Горький советовал писать рассказы». Но забывают другое: никто  так бурно  не поддерживал литераторов, начавших с романа, как Горький.

        Затем. Русская  литература знает и  такие  важные факты:  Толстой начал романом, Достоевский начал романом. Не надо  представлять дело так: роман — это что-то высшее, рассказ — нечто низшее.

        Хороший рассказ стоит на том же уровне, на каком стоит хороший роман.

        Роман,  рассказ  —  это  скорее  то,  в чем выявляется  творческое «я» писателя.

        Вы знаете, что я не написал романов. Но скажу вам откровенно: самое мое большое  желание в жизни  —  это  написать роман. И  я  не  раз начинал это делать. К сожалению,  не  выходит. Получается кратко. Может быть,  поэтому я преклоняюсь перед людьми, пишущими  романы. Я пишу кратко. Значит, таков мой психический склад. таков строй души.

        Вообще же говоря, моя литературная жизнь сложилась  счастливо.  Я сразу попал к Горькому.

        — Что вы можете  сказать мне  относительно  моей дальнейшей творческой работы? — спросил я.