Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница135

Воспоминания о Бабеле, страница135

Владимир Александрович сказал, что он уже повлиял на ее бывшего мужа, и  она ушла, заплаканная, но, кажется, довольная, передав  на прощание особый привет Марье Романовне, «как женщина женщине».

        И вот  пришел  чем-то очень  довольный Бабель.  Владимир  Александрович рассказал Бабелю, что происходило до его  прихода,  и вообще  о том, как его терзают  по личным вопросам всякие люди, как они все ждут от  него  будто бы советов и наставлений, но главным образом, конечно, авансов.

        — Они думают, что  литература  —  это общество взаимного кредита!  — сказал  бодро  Бабель. —  Были такие до  революции. Даже вы  это, вероятно, помните, — добавил он, обращаясь ко мне.

        Я подтвердил, что были такие  еще на моей  памяти, и напомнил, что были также и  другие  общества  взаимопомощи.  В старой  Одессе,  например,  было общество приказчиков-евреев и отдельно общество приказчиков-христиан.

        — Как же! Помню… Повес! Эс Ге Повес! — обрадовался Бабель. — Такая была фамилия у председателя общества приказчиков-евреев. А какая была у этих приказчиков библиотека! Какие они выпускали рекомендательные каталоги! Какие были у них аннотации, если говорить  по-современному! У меня сохранился один такой  путеводитель по новейшей  русской литературе,  который был  издан  их библиотекой в 1912 году  под  редакцией этого самого  Повеса. Какие это были уроки словесности! А  какие виньетки! Я  непременно когда-нибудь напишу  про это…

        Между тем Марья Романовна принесла чай и разлила его по стаканам.

        Бабель даже  не пригубил  из  своего  стакана.  Он только  поднял  его, посмотрел на свет и воскликнул:

        Так я и знал. Смитье, настоящее смитье, а не чай!

        —  Я тоже так и  знала, — сказала очень спокойно  Марья Романовна. — Знала, что  вы  все равно заварите чай по-своему. А  может  быть, я попробую сделать это еще раз?

        — Нет. Я это сделаю сам, — сказал Бабель и ушел на кухню.

        —  Смитье,  — сказал он,  возвратившись,  — это одесское  слово,  но что-то очень похожее есть в  Киево-Печерском патерике: «Аще бы мы ся смитием пометену  быти». Может  быть, сметье, а не смитье? Надо  навести справки.  А секрет настоящей заварки очень прост:  надо положить  по две ложечки  чая на каждого и дать ему  как следует настояться. Вот я его и оставил там, а у нас есть двадцать минут, чтобы поговорить о литературе. Чай любит настаиваться в одиночестве и под разговор о литературе. — Был  я на днях в «Красной нови», — продолжал Бабель.  —  Никого  из  старших  не было. Был только Александр Григорьевич Митрофанов. Он у них  сидит на прозе, но, к сожалению, ничего не решает. И очень жаль! Потому что Митрофанов человек с замечательным чутьем и безукоризненным  вкусом. Человек, который в самом  деле понимает, что  такое литература.  Поразительный  человек,  одно    из    высших    оправданий  нашей революции, если  бы она,  святая, нуждалась в оправданиях!  Сын,  как он сам охотно рассказывает, вечно пьяного  сапожника и  его  сожительницы,  женщины очень сомнительного поведения. А  как хорошо он  видит и  слышит литературу, как  умеет  просмотреть  на  свет  ее  ткань!  Никому  я  так  не  верю, как Митрофанову! И больше чем кого-либо боюсь его. Как жаль, что сам он пишет не всегда  так,  как ему хотелось  бы и как мне  бы  хотелось.  Так  вот,  этот Митрофанов говорит  мне: «У нас теперь, понимаете, только две линии в прозе: вальдшнеповская и высоколобая. Несут и несут нам какие-то записки охотников. И все больше  из тайги.  Но не в этом  дело. Пришел  сегодня  бледный старый человек.  Такой, кажется, сроду  не держал в руках ружья. Ему бы в самый раз подумать  о  спасении  души.  А  он  кладет  мне  на  стол большущий  роман.