Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница191

Воспоминания о Бабеле, страница191

конечно,  падает  на пол); на вешалку  сверху кладет  шапку, потом подходит  к стене, вынимает расческу, причесывается, как бы смотрясь в зеркало, поправляет костюм и галстук, поворачивается (создается впечатление, что у стены большое трюмо). Потом делает вид, что открывает дверь и проходит из передней в гостиную. Начинает осматривать картины, развешанные  на стенах (стены  голые),  подходит ближе,  удаляется,  подходит  к  окну, отдергивает шторы, смотрит  на улицу,  затем задергивает их;  они тяжелые,  на  кольцах. Поворачивается,  подходит  к столику,  берет книгу, листает,  затем  идет  к камину, греет руки,  снимает с каминной  полочки статуэтку и держит бережно, как  очень    дорогую  вещь.  Так  Бучма,  великий  актер,    создал    у  всех присутствующих иллюзию богато обставленной квартиры…

        Бабель  очень любил  Соломона  Михайловича Михоэлса и  дружил с  ним. О смерти его первой жены говорил:

        — Не может забыть ее, открывает шкаф, целует ее платья.

        Но прошло  несколько  лет,  Михоэлс  встретился  с Анастасией Павловной Потоцкой  и  женился  на ней.  Мы  с Бабелем бывали  у них дома  на Тверском бульваре,  у  Никитских  ворот. Приходили вечером, Михоэлс зажигал  свечи; у него были  старинные подсвечники, и он любил сидеть при свечах. Комната была с  альковом,  заставленная  тяжелой  старинной  мебелью.  Мне  она  казалась мрачной. Иногда Михоэлс  приходил  к нам и  пел  еврейские  народные  песни. Встречались  мы и в  ресторанчике  почти напротив  его дома,  —  иногда  он приглашал нас туда на блины. Бывали мы с ним и Анастасией Павловной и в доме Горького,  в  Горках,  уже после смерти Алексея Максимовича,  гостили там по два-три  дня в  майские и  ноябрьские праздники.  Веселые рассказы  Михоэлса перемежались  с    остроумными  новеллами    Бабеля.    У  Михоэлса    был    дар перевоплощения,  он  мог изобразить  любого  человека,  и  хотя  внешне  был некрасив, его необыкновенная одаренность позволяла это не замечать.

        Бабель научил меня любить еврейский театр, директором и главным актером которого был Михоэлс. Он говорил:

        — Играют с темпераментом у  нас только в двух театрах — в еврейском и цыганском.

        Он  любил  игру  Михоэлса  в  «Путешествии  Вениамина    III»,  а  пьесу «Тевье-молочник»  мы с ним смотрели  несколько  раз, и я  очень хорошо помню Михоэлса в обоих  этих спектаклях; помню и какой он был замечательный король Лир.

        Бабель часто  заходил за мной  к концу  рабочего дня в Метро-проект,  и обычно не один, а с кем-нибудь, просматривал  нашу стенную газету,  а  потом смешно  комментировал текст. Однажды Бабель зашел за мной вместе с Соломоном Михайловичем,  а  в  стенной  газете  как  раз  была  помещена    статья  под заголовком:  «Равняйтесь  по Пирожковой».  Не помню уж, за  что  меня  тогда хвалили. Я  кончила работу, и  мы втроем отправились куда-то обедать. Я и не знала,  что Бабель  и Михоэлс успели прочесть  в газете статью. И  двое моих спутников всю дорогу  веселились, повторяя на все лады фразу: «Равняйтесь по Пирожковой».  Перебивая  друг  друга, с  разными интонациями, они то и  дело вставляли в свои речи эти слова.

        Летом  1936 года мы  с Бабелем  уговорились, что он  уедет в Одессу,  а потом  — в Ялту для работы с Сергеем Михайловичем Эйзенштейном над картиной «Бежин луг» и я в свой отпуск приеду туда.

        Работа  Бабеля с Эйзенштейном  над картиной «Бежин  луг»  началась  еще зимой 1935—1936 гг. Сергей Михайлович  приходил к нам с утра и уходил после обеда.  Работали  они  в  комнате  Бабеля,  и  когда  я однажды  после ухода Эйзенштейна хотела войти в комнату, Бабель меня не пустил:

        —  Одну  минуточку,  —  сказал  он,  —  я  должен  уничтожить  следы творческого