Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница192

Воспоминания о Бабеле, страница192

вдохновения Сергея Михайловича…

        Несколько минут спустя я  увидела  в комнате  Бабеля  горящую  в  печке бумагу, а на столе — газеты с оборванными краями…

        — Что это значит? — спросила я.

        — Видите ли,  когда Сергей  Михайлович работает,  он  все время рисует фантастические и не совсем приличные рисунки. Уничтожать их жалко — так это талантливо, но непристойное их содержание — увы! —  не для ваших глаз. Вот и сжигаю…

        Потом я уже знала, что  сразу после ухода Эйзенштейна входить в комнату Бабеля нельзя…

        Я выехала из Москвы в начале октября, в дождливый, холодный, совсем уже осенний день:  Бабель встретил меня  в Севастополе, и  мы поехали  в  Ялту в открытой легковой  машине  по дороге с бесчисленным  количеством  поворотов. Бабель  не предупредил,  когда откроется перед нами море. Он  хотел увидеть, какое впечатление произведет на меня панорама,  открывающаяся  неожиданно из Байдарских ворот. От восторга у меня  перехватило дыхание.  А Бабель,  очень довольный моим изумлением, сказал:

        — Я нарочно не предупредил вас, когда появится море,  и шофера  просил не говорить, чтобы впечатление было как можно сильнее. Смотрите, —  вот там внизу —  Форос и Тессели, где  была  дача Горького,  а  вот  здесь когда-то находился знаменитый  на  всю  Россию  и  даже  за  ее  пределами фарфоровый завод…

        Сверкающее море,  солнце, зелень и белая  извивающаяся лента  дороги — все это казалось невероятным после дождливой и холодной осени в Москве.

        В первый  же день по приезде, когда мы пошли в ресторан обедать, Бабель мне сказал:

        — Пожалуйста, не заказывайте дорогих блюд. Мы обедаем вместе с Сергеем Михайловичем, а он, знаете ли, скуповат.

        То  была очередная выдумка Бабеля. У входа в ресторан мы встретились  с Эйзенштейном и вместе вошли в зал. Тотчас какие-то туристы-французы вскочили с  мест  и  стали скандировать: «Vive  Эйзенштейн!  Vive Бабель!»  Оба  были смущены.

        Эйзенштейн,  как одинокий в то время  человек, завтракал то у нас, то у оператора снимающейся кинокартины  Эдуарда  Казимировича Тиссэ и его жены — Марианны Аркадьевны. За завтраком у нас Сергей Михайлович  говорил: «А какие бублики я  вчера ел у  Марианны Аркадьевны!» И я с утра  бежала в бубличную, чтобы  купить  к завтраку  горячих бубликов.  В следующий  раз  он объявлял: «Роскошные помидоры были  вчера на завтрак у Тиссэ!» И я вставала чуть свет, чтобы купить на базаре самых лучших помидоров. Так продолжалось до  тех пор, пока  мы не разговорились однажды с Марианной Аркадьевной и не выяснили, что Сергей  Михайлович точно так  же ведет себя за завтраком у них. Раскрыв  эти проделки  Эйзенштейна, мы  с Марианной Аркадьевной уже больше  не  старались превзойти друг друга.

        После завтрака Бабель и Эйзенштейн работали над сценарием. Бабель писал к этой картине диалоги, но участвовал и в создании сцен. Обычно я,  чтобы не мешать, отправлялась  гулять  или выходила на  балкон  и  читала. Часто  они спорили и даже ссорились. После одной из таких довольно бурных сцен я, когда Эйзенштейн ушел, спросила Бабеля, о чем они спорили.

        —  Сергей Михайлович  то  и дело  выходит  за рамки  действительности. Приходится водворять его на место, — сказал Бабель и объяснил мне, что была придумана сцена:  старуха,  мать кулака, сидит в избе; в руках у нее большой подсолнух,  она вынимает  из него семечки, а  вместо них  вставляет  спички, серными головками  вверх; кулаки  поручили эту  работу старухе, — подсолнух должен быть подброшен возле бочек с горючим на МТС, а  затем один из кулаков бросит на  подсолнух зажженную спичку или папиросу; серные спичечные головки воспламенятся, загорится горючее, а затем и вся МТС.