Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница207

Воспоминания о Бабеле, страница207

агитатором в домах-общежитиях  Метростроя. И  когда  я сообщила, что у меня арестован муж, секретарь парткома спокойно сказал:

        — К вам это отношения не имеет.

        Сам ли он так решил  или  получил какие-нибудь указания  на мой счет от органов, так и осталось для меня тайной.

        Во  всяком случае, я  не чувствовала к  себе какого-нибудь недоверия и, как  и  все остальные,  вела разную  общественную работу  в  Метропроекте. Я оставалась  руководителем    группы,  занимавшейся  проектированием    станции «Павелецкая-радиальная» со всеми примыкающими к ней сооружениями.

        Металлические конструкции станции «Павелецкая-радиальная» изготовлялись в Днепропетровске. Мне приходилось и раньше ездить туда в командировки, но в 1941  году  в  начале июня  такая  моя  поездка приобрела  особое  значение. Конструкции были срочно нужны, а их изготовление завод задерживал.

        На заводе оказалась сложная обстановка потому, что одновременно со мной туда  прибыл  еще  один  командированный,  требовавший срочного изготовления конструкций для  мостов где-то  на Севере. Убеждая  меня  уступить ему право первенства, он  говорил:  «Если  не  будут  срочно построены  мосты,  у  нас заключенные  в  лагерях  останутся  без    питания».  Какой  болью  в  сердце отозвались для меня эти слова! Я ведь тогда не знала, где находится  Бабель, быть    может,  в  этих  самых  лагерях.  Молодой  человек,    заботившийся  о заключенных, стал мне сразу симпатичен, и мы мирно договорились с заводом — кому и  в какие сроки будут изготовлены конструкции, чередуя эти сроки между собой. Он  уступал  мне,  я ему. В  Москву  я возвратилась  14 июня, а 20-го выехала в командировку в Абхазию, где началось строительство железной дороги от  Сочи  до Сухуми  с восемью тоннелями на ее пути. К тому  времени в Новом Афоне уже имелась проектная  группа Метропроекта, но ее требовалось усилить. Сначала  я  отказывалась  ехать  из-за  того, что надо было снимать  дачу  и вывозить  дочку  с  мамой  за  город.  Начальство, заинтересованное  в  моей поездке, посоветовало взять девочку и маму с собой, и я согласилась. Задание заключалось  в  привязке порталов  тоннелей  к  местности, решении на  месте вопросов  борьбы  с  оползнями, отвода воды и других. Предполагалось,  что с этой работой проектная группа справится за один-полтора месяца.

        С собой мы взяли только летние вещи.

        Когда  поезд  подходил к станции Лазаревская,  мы узнали,  что началась война. Прямо на платформе  состоялся митинг. Возвращаясь с митинга в  вагон, четырехлетняя  Лида  весело  сказала:  «Ну  вот,  война  кончилась».  Многие пассажиры, доехав до Сочи, возвратились в Москву. Мы  же на автобусе поехали в Новый Афон. Приехали ночью в кромешной  тьме; огней зажигать  было нельзя, немцы бомбили наши города.

        Проектная группа занимала для работы один большой  номер в гостинице. В этой же гостинице жили все наши сотрудники.

        Управление  строительством  тоннелей находилось  в Гудаутах, управление строительством железной дороги — в Сухуми.

        Вместе с нами в  Новом Афоне была размещена транспортная контора нашего строительства с автобазой.

        Очень скоро после нашего приезда Новый Афон  опустел. Старые курортники разъехались, новые не прибывали. Санатории закрылись, на пляжах никого.

        Мы  с  утра  работали,  часто  выезжали на строительство  тоннелей  для осуществления авторского  надзора и иногда в Гудауты или Сухуми на различные совещания. Я поначалу занималась  тоннелями 11 и 12 на  Мюссерском  перевале между Гаграми  и Гудаутами, иногда  приходилось ночевать в  Гаграх  в пустой гостинице  Гагрипш.  Пробиралась  в номер со  свечкой  в полнейшей  темноте. Заснуть  было  невозможно,  мешали воспоминания