Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница220

Воспоминания о Бабеле, страница220

— мать И. Э. Бабеля.

        2 все возможное (фр.).

        3 еврей, пьяница (идиш).

        4  А. Г. Слоним  — приятельница И. Э.  Бабеля и многие годы его квартирная хозяйка.

        Милая «Анюта». Ладыгин был рожден своим отцом штабс-капитаном для того, чтобы  начать  с  подпоручика  и  кончить  подполковником,  —  изменившиеся обстоятельства сделали его  зоотехником. Офицерская  эта душа все данные ему поручения переложила на Вас, за что  и получила от меня жестокий разнос. Это не мешает мне испытывать  к Вам глубокую благодарность  за присылку музейных экспонатов.  Последний  мой  приезд  в  Молоденово  грустен — я  хвораю  от переутомления, простудился вдобавок и, объезжая лошадей, отморозил себе нос. Жрать было нечего. Теперь полегчало. Присланные Вами письма заключают в себе мало  веселого  — старушка снова больна, сестра дежурит при ней дни и ночи, она измучена,  в отчаянии  и  прочее. Одна только  дщерь не доставляет  пока никаких  огорчений. Я твердо  решил сделать  для  освежения мозгов небольшой Ausflug 1,  недели  на две, куда-нибудь  на юг.  В  Москву приеду числа 12-го и заявлюсь немедленно.

        Отсюда мораль — если заводить себе родственников  — так из мужиков, и если выбирать себе профессию — так плотницко-малярную.

        Ваш И. Б.

        P. S. Английская газета будет привезена  аккуратнейшим  образом. Привет Вашим соседям по квартире.

        Ф. А. БАБЕЛЬ И М. Э. ШАПОШНИКОВОЙ 2

        5 мая 1933 г., Сорренто

        …Вчера провели весь  день с Алексеем  Максимовичем Горьким в Неаполе. Он  показывал нам музеи —  античную скульптуру (до  сих пор  опомниться  не могу), картины Тициана, Рафаэля, Веласкеса. Вместе обедали и ужинали. Старик выпил,  и  здорово. Когда мы  вошли вечером в ресторан (расположенный высоко над Неаполем,  вид города оттуда  волшебен), где  его знают уже 30  лет, все встали со своих мест,  официанты  кинулись  целовать  ему  руки и  сейчас же послали  за  старинными  певцами  неаполитанских песен.  Они  прискакали  — семидесятилетние, все помнящие А. М. — и пели надтреснутыми своими голосами так  — что  я,  верно,  во всю мою  жизнь  этого не  забуду.  А.  М. плакал безутешно — пил и, когда у него отбирали бокал, — говорил: в последний раз в жизни… Незабываемый для меня день. Стараюсь изо всех сил ускорить приезд Жени  и  Наташи. Надеюсь,  что  они  приедут  недели через полторы.  Мне  не советуют посылать пьесу, надо бы, конечно, везти самому, я еще не решил, как поступить. Горькие уезжают девятого  —  есть советский  пароход, идущий  из Лондона в  Одессу, им, конечно,  выгодно поехать на нем. В доме остаюсь я да Маршак — великолепный наш детский поэт, надеюсь, он подружится с Наташей. У Маршака тоже  есть  в  Брюсселе  сестра;  очень  возможно,  что  мы поедем в Брюссель вместе.

        1 экскурсия (нем.).

        2 М. Э. Шапошникова — сестра И. Э. Бабеля.

        А. М. взял у меня для  альманаха три новых рассказа.  Один  из них  мне действительно удался, только бы цензура пропустила. А. М. обещал прислать из Москвы гонорар валютой…

        И.

        M. Э. ШАПОШНИКОВОЙ

        18 февраля 1934 г., Москва

        Похоронили  сегодня  Багрицкого,  старинного  моего    земляка,    друга, замечательного  поэта, за  развитием которого  я следил и  помогал, чем мог. Организм его был ослаблен и не выдержал воспаления легких.

        Получил  от Жени телеграмму,  что у них все благополучно. Завтра едет к ним один француз, передаю привет.

        Драматургический мой зуд продолжается  — подыскиваю какое-нибудь новое Молоденово,  чтобы  можно было  работать, а то в Москве,  если не  одно дело выскакивает, то другое. Написанная уже пьеса будет поставлена одновременно в двух театрах — у Вахтангова  и в Еврейском, под режиссерством