Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница222

Воспоминания о Бабеле, страница222

своих  книг  наиболее  сложные, требующие  неоднозначных  подходов,  фазы в биографии страны  —  революцию, гражданскую войну, коллективизацию. Его  талант заключал в себе непреходящее гуманистическое содержание, необходимое советской культуре вообще и в первое послереволюционное  десятилетие  особенно.  В  сочетании  с  безукоризненной техникой  письма  это  обеспечило    Бабелю  видное    место  в  отечественной литературе.

        Прежде  всего и главным образом он  —  автор  «Конармии». Литературные баталии  вокруг книги  мастерски  написанных рассказов имели  принципиальное значение  для  молодого  советского    искусства.  Большинство  современников единодушно  признало талант писателя. «Восходящей звездой нашей  литературы» назвала Бабеля газета «Правда» в октябре 1924 года.

        «Конармия» по  праву  —  в числе первых  и  лучших  книг о гражданской войне,  выдающийся    литературный    памятник    эпохе    с    ее  революционным максимализмом,    жестокостью,    героикой,    верой    в  грядущее    обновление человечества.  Бабель показал и подлинных  защитников  революции, и тех, кто олицетворял  анархические  начала.  Наконец пришло время сказать, что он был среди русских  литераторов, которые, несмотря на массовую эйфорию, с большой художественной силой развенчали  наивный миф  о  «сладкой революции». В этом смысле Бабель  такой  же  ярчайший выразитель  переходного периода,  как Вс. Иванов, Б. Пильняк, Л. Сейфуллина, М. Шолохов.

        Но С. Буденный остался недоволен «Конармией» и публично оскорбил автора в печати. Оценка командарма явилась концентрированным выражением негативного отношения к книге  Бабеля, характерного  для  ряда  штабных офицеров  Первой Конной.  Не случайно  редактор «Красной  нови» А. Воронский писал,  что  ему пришлось    выслушать  жестокие  упреки  «от    некоторых  виднейших    военных работников в Красной  Армии. Правда, другая часть присутствовавших  при этих спорах отзывалась о рассказах Бабеля совсем иначе».

        Разумеется, дело читателя —  присоединиться  к той или иной  позиции в полемике,  далеко выходящей за  рамки  собственно литературной проблематики. Дело  же историка советской литературы состоит  в  том, чтобы по достоинству оценить художественное произведение,  учитывая и степень его популярности за рубежом.    Игнорировать  этот  фактор    —  значит    быть  по  крайней  мере опрометчивым. Поэтому  приведу всего лишь  один пример «в  пользу» Бабеля. В середине    шестидесятых  годов  Илья    Эренбург  обратился    к  авторитетным зарубежным  писателям с просьбой высказать  свое  отношение к Бабелю. Пришло немало  лестных  откликов,  и среди прочих особенно примечательным оказалось письмо    Марии  Майеровой    о  «Конармии»,  хорошо  известной  читателям    в Чехословакии. «Это было начало эмоциональной связи между рождающейся Красной Армией и чешскими коммунистами…» 1 Как  говаривали  в  старину, такие слова дорогого стоят…

        1 Архив А. Н. Пирожковой.

        Тема  человеческого  достоинства,  противопоставленного  душному  мирку наживы, роднит «Одесские рассказы» с отдельными сюжетами  о босяках молодого Горького.  Налетчики  Бабеля,  эти «аристократы Молдаванки», одетые в  рыжие пиджаки и малиновые жилеты, — странные налетчики. Они грабят только богатых и стреляют только в воздух, «потому что  если не стрелять в воздух, то можно убить  человека».    Как    удалось  сочетать  разоблачение    бандитов  с    их ироническим,  почти  любовным  расцвечиванием,  навсегда останется  секретом бабелевского мастерства.

        Таков в общих чертах портрет молодого писателя,  от которого, как писал Горькому Константин Федин в июле 1924 года, «все в восторге».

 

          «Заветный труд»

 

        Для начинающего писателя