Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

223

в блестящем литературном дебюте всегда кроется серьезная опасность:  трудно продолжать на  той  же высокой ноте, с  которой начал, даже если ты очень талантлив.

        Именно  в  таком  положении  оказался  Бабель  после  успеха  "Одесских рассказов" и "Конармии". Понимая  необходимость писать как-то  иначе, нежели раньше,  стремясь  расширить тематический и  жанровый диапазон, писатель, по собственным словам, "исчез из литературы".  В  письме к А. М. Горькому от 25 июня 1925  года есть интересное признание: "В начале нынешнего года -- после полуторагодовой  работы -- я усомнился в моих писаниях. Я нашел в них вычуры и  цветистость".  Даже  мастерски  написанная в 1926 году пьеса  "Закат"  не принимается Бабелем  во внимание. Очевидно,  драматическая история семейства Менделя Крика расценивается им не более как продолжение "одесской" темы.

        Эти  годы  (1925--1929)  в творческом развитии  писателя можно  считать периодом  переоценки уже  апробированных  эстетических  ценностей. Вопрос  о дальнейших  художественных  поисках  встает  перед  автором  "Конармии"  как никогда  остро,  в  работе  наступает  перелом.  Появляется  желание  писать "плавно,  длинно  и  спокойно". Результатом  эксперимента стала неоконченная повесть  "Еврейка",  читая  которую нельзя  узнать  Бабеля.  Об  изменениях, происходящих  в  художественном  сознании писателя,  говорят,  к  сожалению, только  его    письма,  так  как,  кроме  повести,  нет  никаких  материалов, позволяющих  судить  о  характере этих  изменений.  "Вот главная  перемена в многострадальной жизни, дорогой  мой редактор, -- жажда писать  длинно!"  -- сообщал  Бабель  В.    Полонскому  весной  1929  года.  Попытки,  однако,  не увенчались успехом. Сам Бабель объяснил позднее ситуацию так: "Почему я мало печатал  в последние годы?  Все  старался  переломить себя, научиться писать длинно.  Затея  была  гордая,  но  неправильная". Если  продолжить мысль, то напрашивается  следующий вывод: Бабель окончательно осознает главное в своей писательской манере, а  именно  --  что  его  художническая индивидуальность наилучшим образом проявляется в жанре новеллы, короткого очерка, миниатюры.

        Но  тоска по большому эпическому полотну  никогда не покидала писателя. "Вы знаете, что я  не написал романов, -- говорил Бабель Георгию Маркову. -- Но скажу вам откровенно: самое мое большое желание  в жизни -- это  написать роман.  И я не раз начинал это делать.  К сожалению, не выходит.  Получается кратко. Значит, таков мой психический склад, таков строй души".

        Можно понять это желание "написать роман" и вообще "писать длинно". Оно продиктовано  не    только  писательским  самолюбием,  но  в  первую  очередь осознанием  того  бесспорного факта, что в советской прозе все  сильнее дает себя знать тенденция эпического отображения действительности  ("Жизнь  Клима Самгина", "Тихий Дон", "Хождение по мукам").

        Бабель переживал  эти изменения, может быть, особенно мучительно именно в силу  своего яркого  таланта. Успех  "Конармии" не  только не вскружил ему голову, но заставил задуматься о невозможности эксплуатировать  далее старую тему и уже выработанную интонацию. Правда, "хвосты"  (как он сам  говорил) в виде  рассказов  "Аргамак"  и  "Поцелуй" продолжали  "тянуться", но они были именно "хвостами", и ничем больше.

        Уход  "в  люди" совершается  вторично. В  1930  году Бабель  вспоминал: "После  семилетнего  перерыва в течение шести месяцев печатались  мои  вещи. Потом я перестал писать  потому, что все то, что  было написано мною раньше, мне  разонравилось.  Я  не  могу  больше  писать  так,  как раньше, ни одной строчки.  И мне  жаль, что С. М. Буденный не  догадался  обратиться ко мне в свое время за

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту