Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница223

Воспоминания о Бабеле, страница223

в блестящем литературном дебюте всегда кроется серьезная опасность:  трудно продолжать на  той  же высокой ноте, с  которой начал, даже если ты очень талантлив.

        Именно  в  таком  положении  оказался  Бабель  после  успеха  «Одесских рассказов» и «Конармии». Понимая  необходимость писать как-то  иначе, нежели раньше,  стремясь  расширить тематический и  жанровый диапазон, писатель, по собственным словам, «исчез из литературы».  В  письме к А. М. Горькому от 25 июня 1925  года есть интересное признание: «В начале нынешнего года — после полуторагодовой  работы — я усомнился в моих писаниях. Я нашел в них вычуры и  цветистость».  Даже  мастерски  написанная в 1926 году пьеса  «Закат»  не принимается Бабелем  во внимание. Очевидно,  драматическая история семейства Менделя Крика расценивается им не более как продолжение «одесской» темы.

        Эти  годы  (1925—1929)  в творческом развитии  писателя можно  считать периодом  переоценки уже  апробированных  эстетических  ценностей. Вопрос  о дальнейших  художественных  поисках  встает  перед  автором  «Конармии»  как никогда  остро,  в  работе  наступает  перелом.  Появляется  желание  писать «плавно,  длинно  и  спокойно». Результатом  эксперимента стала неоконченная повесть  «Еврейка»,  читая  которую нельзя  узнать  Бабеля.  Об  изменениях, происходящих  в  художественном  сознании писателя,  говорят,  к  сожалению, только  его    письма,  так  как,  кроме  повести,  нет  никаких  материалов, позволяющих  судить  о  характере этих  изменений.  «Вот главная  перемена в многострадальной жизни, дорогой  мой редактор, — жажда писать  длинно!»  — сообщал  Бабель  В.    Полонскому  весной  1929  года.  Попытки,  однако,  не увенчались успехом. Сам Бабель объяснил позднее ситуацию так: «Почему я мало печатал  в последние годы?  Все  старался  переломить себя, научиться писать длинно.  Затея  была  гордая,  но  неправильная». Если  продолжить мысль, то напрашивается  следующий вывод: Бабель окончательно осознает главное в своей писательской манере, а  именно  —  что  его  художническая индивидуальность наилучшим образом проявляется в жанре новеллы, короткого очерка, миниатюры.

        Но  тоска по большому эпическому полотну  никогда не покидала писателя. «Вы знаете, что я  не написал романов, — говорил Бабель Георгию Маркову. — Но скажу вам откровенно: самое мое большое желание  в жизни — это  написать роман.  И я не раз начинал это делать.  К сожалению, не выходит.  Получается кратко. Значит, таков мой психический склад, таков строй души».

        Можно понять это желание «написать роман» и вообще «писать длинно». Оно продиктовано  не    только  писательским  самолюбием,  но  в  первую  очередь осознанием  того  бесспорного факта, что в советской прозе все  сильнее дает себя знать тенденция эпического отображения действительности  («Жизнь  Клима Самгина», «Тихий Дон», «Хождение по мукам»).

        Бабель переживал  эти изменения, может быть, особенно мучительно именно в силу  своего яркого  таланта. Успех  «Конармии» не  только не вскружил ему голову, но заставил задуматься о невозможности эксплуатировать  далее старую тему и уже выработанную интонацию. Правда, «хвосты»  (как он сам  говорил) в виде  рассказов  «Аргамак»  и  «Поцелуй» продолжали  «тянуться», но они были именно «хвостами», и ничем больше.

        Уход  «в  люди» совершается  вторично. В  1930  году Бабель  вспоминал: «После  семилетнего  перерыва в течение шести месяцев печатались  мои  вещи. Потом я перестал писать  потому, что все то, что  было написано мною раньше, мне  разонравилось.  Я  не  могу  больше  писать  так,  как раньше, ни одной строчки.  И мне  жаль, что С. М. Буденный не  догадался  обратиться ко мне в свое время за