Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница232

Воспоминания о Бабеле, страница232

не  платил квартирной платы. Он схватил рукописи,  жена — вещи,  и они ночью скитались по городу.

        Появился новый писатель Сирин.  Это сын Набокова. Когда его читаешь, то чувствуешь в его словах только мускулы и нервы, кожи нет. Он пишет ни о чем, действие происходит  нигде. Он показателен для  эмиграции.  Это единственное литературное ощущение, которое я получил от эмигрантской литературы.

        <…> Шаляпин кончает страшно. Это возмездие.  Я был во Флоренции на его спектакле, и в первый раз во  Флоренции не  было сбора.  Во Флоренции его антрепренером был случайно один человек из Одессы. Он  рассказывал,  как он, этот одессит, потерял деньги благодаря Шаляпину и как он его провожал на вокзал. Я познакомился с сыном Шаляпина, который рассказывает страшные вещи.

        Гениален он по-прежнему. Только нажимать  стал. Принимает пищу только в русских ресторанах. Это единственное  вещественное доказательство родины. Он получил  орден  Почетного легиона. Какой-то  журналист  пишет воспоминания о нем. Фильм «Дон Кихот», в котором он поет, не имеет успеха».

        Выступление  хорошо  показывает, как  нелепы и  безосновательны  слухи, распространяемые обывателями  о  Бабеле во время первой  заграничной поездки 1927—1928 года.

        Путешествуя  по  Европе,  он  чувствует  себя  прежде  всего  советским гражданином,  советским  литератором.  А  вернувшись  домой,  вновь    начнет колесить по  стране,  радуясь  успехам  социалистического  строительства,  и напишет матери  из  шахтерской Горловки  так:  «Очень правильно  сделал, что побывал в Донбассе, край этот знать необходимо.  Иногда приходишь в отчаяние — как осилить художественно неизмеримую, курьерскую,  небывалую эту страну, которая  называется СССР. Дух бодрости и успеха у нас теперь сильнее, чем за все 16 лет революции».

 

          Прыжок ди Грасса

 

        На обороте одной из  своих фотографий Бабель написал:  «В борьбе с этим человеком проходит моя  жизнь». Трудно написать  лучший эпиграф к  биографии такого писателя, каким был Бабель.

        Будущим  исследователям  еще  предстоит  объяснить    эволюцию  мифа    о «молчании» Бабеля и отношение  самого  Бабеля к  нему. И  тогда  обнаружатся некоторые удивительные противоречия.

        В  1935    году  в  журнале  «Театр  и  драматургия»  печатается    новая бабелевская пьеса «Мария», сразу же обратившая на себя внимание критики. Тем не менее уже через год пьеса забыта и старая тема  вновь звучит на страницах печати.  Вспоминаются давние невыполненные обещания. «Еще в 1930 году Бабель заключил  с  Гослитиздатом договор на сборник  новых  рассказов,  — сердито писал    И.    Лежнев.  —  С  тех  пор  договор  переписывался,  «освежался», многократно  отсрочивался, но книга автором не представлена и  по  сей день. Творческая  пауза  у  Бабеля  несколько  затянулась…  Можно  уж  справлять десятилетний юбилей плодотворного молчания».

        «У него большие литературные промежутки», — констатирует В. Шкловский.

        Вместо того чтобы хоть как-то протестовать против критических гипербол, Бабель всячески  утверждает себя  в роли упорного молчальника, — достаточно перечитать его речь на  Первом съезде советских писателей.  В многочисленных публичных выступлениях перед профессиональными  литераторами Бабель, касаясь этой  темы,  обычно отделывался  шутками. Но  однажды ему  пришлось  дать… письменное  объяснение своему  непосредственному читателю. Это  произошло  в редакции «Крестьянской газеты». Девушка из бюро  пропусков, узнав, что перед ней  известный  писатель, спросила, почему он  не  пишет.  «Где  ваши  новые книги?»  —    вопрос  звучал  прямо  и  требовал    ответа.  Смущенный  такой неожиданной атакой, Бабель  пообещал в скором времени выпустить