культурного работника, заброшенного в дикие ущелья Верхней Аджарии,
отрезанного в течение всей зимы от общения с внешним миром, запертого
среди недоверчивого крестьянства, требующего длительной и неустанной
обработки - и все это при отсутствии какой бы то ни было оплаты труда,
тогда поистине диву даешься, как они не разбежались. Основное требование -
подготовка преподавательского персонала - усвоена Наркомпросом. В Хуцубани
функционирует уже педагогическая школа высшего типа, где обучаются десятка
два аджарских юношей, и недалек тот час, когда она выпустит первый кадр
мусульманских преподавателей, одинаково хорошо владеющих грузинским и
турецким языками, проникнутых идеями советовластия и знакомых с основами
новой педагогики. В наступающем учебном году открывается в Батуме
педагогический техникум, имеющий те же цели. Ему должно быть уделено
исключительное внимание. Крохи с учительского меньшевистского стола, да и
наши работники, не применившиеся еще к своеобразному укладу населения,
немало помешали работе. Все должно измениться с того момента, когда
аджарцы, кровь от крови и плоть от плоти пославших их деревень, вернутся в
родные места учителями и пропагандистами. Им будет и почет, и вера, и
любовь.
Они вернутся учителями и пропагандистами. Слово "пропагандист" я привел
с умыслом. Недаром же в районах спаивается для единой школьной работы
тройка из местного заведующего Наробразом, уполномоченного от парткома и
инструктора Наркомпроса. Избенка с выцветшей надписью на красном флажке
"Трудовая школа" есть то зерно, к которому должны прилепиться и
изба-читальня, и показательная мастерская, и культурный синематограф в
будущем. Нет лучшего пути проникновения в полураскрывшиеся сердца горцев.
Учитель - он должен соединять в своем лице и сельский Наркомпрос, и
Главполитпросвет, и агитпроп парткома. Уже в наступающем году открываются
при некоторых школах небольшие показательные ткацкие мастерские и курсы по
шелководству. Успех этих начинаний предрешен. Даже женщины, аджарские
женщины в чадрах, с охотой присутствуют на таких уроках.
Как нельзя хуже обстоит дело с ремонтом школьных зданий. Сейчас
большинство их представляет из себя полуразвалившиеся хибарки. От местных
исполкомов поступают заявления, что они готовы помочь, чем могут, делу
школьного строительства. По сравнению с прошлым годом, когда крестьянин,
отдавая в школу ребенка, искренне полагал, что он оказывает неизмеримое
снисхождение государству - это заявление обозначает большой сдвиг в
мышлении. Но деревня может дать только то, что у нее есть. В селе нет
железных