Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Произведения автора » Публицистика, страница43

Публицистика, страница43

потому, что крытых помещений не хватает на  тридцать  тысяч  фунтов свежего листа, ежедневно доставляемого с плантаций.

    После того как лист завяливается в течение суток, он поступает в прессы для скручивания. Только тогда получается прообраз ароматических  и  черных корешков, так знакомых нам. Потом наступает черед для  процесса  брожения. Лист, тронутый уже бурым и влажным  ядом  гниения,  созрел  для  сушки.  В герметической печи, похожей на пригородный  домик,  вращается  бесконечная железная ткань, чай рассыпан по ней ровным пластом. В этом  паровом  доме, сложном, как мотор, и наглухо закупоренном, чай подвергается медленному  и равномерному нагреванию. Процесс сушки повторяется дважды.  И  вынутый  из печи во второй раз — чай готов. Он уже черен, растрепан, но лишен аромата. Последний  взмах  резца  принадлежит  сортировкам.  Устройство  сортировок незамысловато, работа их общепонятна, но в этой стадии производства  лежит залог успеха; неощутимые свойства чая заявляют здесь о тирании, чье тонкое коварство недоступно восприятию непосвященного.

    Сортировкой называется сетчатый барабан, разделенный на  секторы,  и  с особым  делением  сетки  в  каждом  секторе.  Барабан,  совершая    быстрое вращательное  движение,  просеивает  чай,  причем  сквозь  первые  сектора проходят наиболее мелкие и  ценные  его  части;  чем  дальше  к  выходному отверстию барабана, тем крупнее становятся  деления,  тем  грубее  выходят просеивающиеся чаинки. Под каждым сектором поставлен  деревянный  ящик.  В него попадает чай, обработанный данной частью барабана. Поэтому  в  каждом ящике — особый сорт чая. В номерах втором и третьем — высшие сорта, потому что они получаются от  сортировки  самой  почки  и  верхнего  листочка;  в следующих  ящиках  —  низшие    сорта,    получающиеся    после    просеивания загрубевших и старых листьев.

    После сортировки — упаковка. И это все. Такова  схема.  На  третьи  или четвертые сутки после поступления зеленого листа с плантаций, в результате простейших и незатейливых процессов, чай поступает в кладовые фабрики  для того,  чтобы  в  течение  нескольких    месяцев    отлежаться    и    получить специфический аромат.

    Такова схема, но она бедна, как человеческий костяк, не  одетый  мясом, мускулами и кожей. Не в схеме тут дело. Скрытая жизнь  материала,  простые на вид,  а  на  самом  деле  неуловимые  превращения  листа,  тираническое непостоянство  его  основных  свойств  —  все  это    требует    неусыпного, нескончаемого внимания и опыта, изощренного десятилетиями. От ничтожнейших изменений температуры, от получасовой передержки в завяливании и сушке, от неосязаемых качеств сборки зависит конечный результат. И ни  для  кого  не секрет,