Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

14

Шкловский [146, с. 152–162] писал как об источнике множества бабелевских сюжетов, преимущественно о проститутках, в частности, рассказа «Ходя». П.И. Сторицын (Коган) упоминается в письмах Бабеля и фигурирует в комментариях к двухтомнику 1990 г. (т. 1, с. 447).

[10] Ср. полушуточные слова Бабеля на съезде писателей о молчании как излюбленном жанре:

«Я к [читателю] испытываю такое беспредельное уважение, что немею, замолкаю […] Если заговорили о молчании, то нельзя не сказать обо мне – великом мастере этого жанра» [10, т. 2, с. 381].

Отметим также место, всерьез отводимое бессловесности и эдемическому языку в представлениях Бабеля об идеальных средствах выражения («Пробуждение», «У батьки нашего Махно», «Мопассан»; подробно об этом см. в гл. 9). Ср., кстати, мандельштамовское стихотворение «Она еще не родилась…» (1910) в контексте традиционного поэтического спора о «неизреченности» опыта и проблематики имябожества, дебатировавшейся в 10-е годы (см. Паперно [92].

[11] Можно указать, например, на горничную Бендерских, которая по дому «двигалась медленно», но «в любви, должно быть, ВОРОЧАЛАСЬ с неистовым проворством», что роднит ее с молодоженами за стеной в «Гонораре», которые «ВОРОЧАЛИСЬ, как большие рыбы».

[12] Нильссон в своем разборе «Мопассана» [86, с. 214] отмечает необычную для художественной прозы документальность названия, наводящего скорее на мысль о литературно-критическом очерке; это ожидание отчасти сбывается в финальном эпизоде с чтением мопассановской биографии.

[13] Физическое и словесное гурманство, сопровождающее эротическое соблазнение, следует формуле, сообщаемой рассказчику «Улицы Данте» его другом, французом Бьеналем: « – Monvieux, за тысячу лет нашей истории мы сделали женщину, обед и книгу…» [10, т. 2, с. 229].

[14] В отличие, скажем, от «Ди Грассо», завершающихся «пушкинским» абзацем:

«Они дошли до угла и повернули на Пушкинскую […Я] увидел […] бронзовую голову Пушкина с неярким отблеском луны на ней, увидел в первый раз окружавшее меня таким, каким оно было на самом деле, – затихшим и невыразимо прекрасным» [10, т. 2, с. 238].

[15] «Прикосновение к сердцу» и его «смертельные» коннотации проходят и абзацем ниже:

«Двадцать девять книг Мопассана стояли над столом на полочке. Солнце тающими пальцами трогало сафьяновые корешки книг – прекрасную могилу человеческого сердца».

Об этом пассаже см. также в гл. 9.

[16] О связи между Бабелем и Ницше см. в гл. 2, 4; о проблематике «истины/лжи» – в гл. 2, 14; о Мопассане как бабелевском квази-Христе см. гл. 13.

[17] См. Елизарова [44, с. 483] и Мопассан [83, т. 1, с. 1269].

[18] См. Фрейдин [133, с. 1895, 1901–1903], Бейбел [12, с. XIV–XVIII].

[19] См. Левин [68, с. 6], Зихер

 
Пуфики прямоугольные купить пуфик прямоугольные.

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту