Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

31

Лиза», «Дворянское гнездо», «Записки из подполья»), Лизавета Ивановна («Пиковая дама»); Вера («Обрыв»), Вера Павловна («Что делать?»); Настя Крюкова («Что делать?»); Настасья Филипповна («Идиот»); Анна («Анна Каренина», «Анна на шее»). В этом смысле в «Справке» Бабель, возможно, не случайно "переименовывает" «Лизу» в «Веру». Обращение же Бабеля с сюжетом Достоевского можно сравнить с иронической перелицовкой «Бедной Лизы» в «Станционном смотрителе», которая, кстати, тоже сопровождалась переименованием – Лизы в Дуню.

[7] О своеобразном сочетании в личности и текстах Чернышевского «вялости», «водевильной литературности» и «зловещего манипуляторства» см. Жолковский [50] с опорой на Паперно [91], где подробно документирована «вялость» Чернышевского и двойственность его установок, реалистических и романтических одновременно.

[8] В "деревянности" и "бесчувственности"  сначала обвиняла Кирсанова Настя Крюкова (Чернышевский [141, с. 158, 159]).

[9] Ср. кстати, письма Германна к Лизавете Ивановне, позаимствованные из немецких романов («Пиковая дама»).

[10] См. Гройс [36]; о прочтении в этом свете некоторых «тоталитарных» мотивов Бабеля см. Жолковский [51].

[11] Дополнительное связующее звено между этими параллельными местами «Записок» и «Мопассана» есть на языковом уровне – корень «ВАЛ-»: ср. валил хлопьями" и "валами ходили". 

[12] Мотив «зеркальности» в характере героя и в его соотношении с характером героини – большая тема, включающая такие аспекты, как, с одной стороны, зеркальная фаза развития ребенка по Лакану, инфантилизм, нарциссизм, поиски матери (существенные, в частности, для поэтики Бабеля) и т. п., а с другой, – «двойничество» с проституткой как героя/писателя, так и благородной героини во всем круге произведений о проституции (см. Прилож. I, 1.3).

[13] Ср. в «Воскресении» Толстого сопротивление Катюши Масловой попыткам Нехлюдова вторично проэксплуатировать ее путем «спасения» – на этот раз духовно (см. гл. 2). Как видим, подобный «плагиат» входит в рассматриваемый топос (см. тж. Прилож. I, 5. 2), однако до полной «зеркальности» Толстой не додумывается.

[14] О мотиве «чаепития», в частности, в связи с «Записками из подполья» и их интертекстуальным потомством, см. Прилож. I, 2. 2; о «бесплатном половом обслуживании» см. Прилож. I, 4. 3.

[15] Половая близость следует в «Справке» ЗА рассказом героя, служа воплощением его жизнетворческого успеха. У Чернышевского порядок таков же, но акцентируется разумное, а не телесное начало. Именно эту головную природу новых людей имеет в виду подпольный герой Достоевского, когда в финале говорит об "общечеловеках", которые "скоро выдума[ют] рождаться как-нибудь от идеи" [41, т. 5, с. 179]. В «Мокром снеге»

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту