Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

3

в документальном жанре. Но в романе систематически подчеркивается, что и собирание информации, и ее подача, а главное,  содержание, направление и timing важнейших статей диктуются сугубо прагматическими задачами борьбы за власть и обогащение. Таким образом, перформативная власть словесных фикций выступает в своем самом наглядном и эффектном виде. То, что Дюруа пишет не сам, не бескорыстно и неправду, но с тем большими жизненными результатами, образует единый комплекс мотивов, явно близкий героям-рассказчикам “Справка” и “Мопассана” (а заодно и всей сегодняшней системе взглядов на прагматику дискурса).

Секс и деньги. Фальшивости и продажности пишущего "я" героя вторит его метафорическое и сюжетное приравнивание ворам и проституткам, существенное с точки зрения “Справки”. Первым наброском образа Дюруа был характерологический очерк 1883 г. “Мужчина-девка” (“LHomme-fille”)[3]. Знакомясь с мужем своей любовницы Клотильды, Дюруа "пережива[ет] бурную, упоительную радость – радость непойманного вора" (с. 307), а страницей раньше, разглядывая катающихся в Булонском лесу, он видит коляску с известной куртизанкой:

“Быть может, он смутно сознавал, что между ним и ею есть нечто общее, что в ее натуре заложено нечто родственное ему, что они люди одной породы, одного душевного строя и что он достигает своей цели столь же смелыми приемами” (с. 306).

По ходу сюжета Дюруа систематически берет деньги у женщин, начиная с проституток, к которым "он отнюдь не пита[ет] отвращения" (с. 204).

Первой его спонсоршей становится профессионалка Рашель из сада Фоли-Бержер.

" – Пойдем ко мне? – неожиданно предложила брюнетка. – Содрогаясь от похоти, он грубо ответил ей: – Да, но у меня только один луидор. – […] Ничего, – сказала она и, завладев им, как своей собственностью, взяла его под руку. Идя с нею, Дюруа думал о том, что на остальные двадцать франков [из суммы, взятой у Форестье, бесплатно приведшего его в Фоли-Бержер] он, конечно, достанет себе фрак для завтрашнего обеда"  (с. 215).

При следующем визите в Фоли-Бержер (жульнически бесплатном и уже самостоятельном) Дюруа снова встречается с Рашелью.

"Дюруа замялся, – его несколько смущало то, что он собирался сказать ей. – Дело в том, что я нынче без денег […] проигрался в пуз. – Учуяв ложь инстинктом опытной проститутки […] – Лгунишка! – сказала она […] С бескорыстием куртизанки, исполняющей свою прихоть, она прошептала: – Все равно, миленький, я хочу только тебя"  (с. 252).

Третья встреча происходит в следующей главе, при посещении Фоли-Бержер, опять бесплатном (от имени газеты), на этот раз в обществе Клотильды, его новой и тайной светской любовницы[4], которая к этому времени уже платит за квартиру их свиданий и незаметно

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту