по расчету развивается далее, с прозрачными аллюзиями на “Пиковую даму” (с. 182), в фантазиях Передонова о страсти к нему Варвариной тетки – старой княгини, которой то ли "полтораста лет" (с. 181), то ли "двести лет" (с. 193).
“Инцестуальная” трактовка “сестры” проецируется и на окружение Передонова – с одной стороны, на его глупого двойника Володина, с другой, – на образованную женщину Надежду Васильевну Адаменко (которую Передонов сватает Володину) и ее юного брата Мишу (ссылкой на которого она мотивирует свой отказ).
" – Я [Володин], может быть, и не хочу на чужих сестрицах жениться. У меня, может быть, на родине своя двоюродная племянница растет" (с. 31).
"Миша бросился к ней [Надежде Васильевне], – они обнялись и долго смеялись […] Он опустился на колени у сестриных ног и положил голову на ее колени. Она ласкала и щекотала его […] Он взвигнул и бросился ее обнимать, восклицая: – Павлушина невеста!" (с. 117–118).
“Выдача сестры замуж”, здесь разыгранная в пародийном ключе, является одним из лейтмотивов романа[22].
Рутилов пытается женить Передонова на одной из своих трех сестер: "Ну вот, дважды два – четыре, что тебе следует жениться на моей сестре" (с. 41; см. тж. “смотрины” в гл. 4 романа); "Преполовенской же хотелось женить Передонова на своей сестре, дебелой поповне" (с. 31).
Брат Марты, надеющейся выйти за Передонова, вынужден унижаться перед ним. А Мурин, сватающийся за Марту, подарив ей сто рублей, предлагает считать их платой за опеку над сыном: "уж будьте моему Ванюшке заместо старшей сестрицы" (с. 141).
Дополнительная инцестуальная окраска придается и этому лейтмотиву:
"[ – А] знаете, что она [Варвара] про вашу сестрицу [т. е. поповну, предназначаемую Преполовенской Передонову] говорит? […] Что она с вашим мужем будто живет, ваша сестра" (с. 33).
Контрапунктом к передоновской ветви сюжета проходят в романе любовные игры одной из сестер Рутилова – Людмилы – с похожим на девочку гимназистом Сашей Пыльниковым. В противоположность паре Передонов–Варвара Саша и Людмилочка молоды, их любовь остается полуплатонической и носит декадентски-эстетизированный характер[23]. Связь с передоновской линией задана фабульно.
Идея, что Саша – "переодетая барышня" (гл. 11), подменившая своего брата (гл. 11, 27), подбрасывается Передонову Грушиной и Варварой. Передонов, который и раньше дразнил одного "миловидного маленького гимназиста" Мишу Машенькой (с. 61), подхватывает эту сплетню, допрашивает самого Сашу (гл. 12), обвиняет его в развратности: "[ – М]ожет быть [он] прожженный. Еще мы не знаем, за что его дразнят девочкой, – может быть […] за [… то, что] он других развращает" (с. 95).
Передонов доносит о Саше директору гимназии (гл. 13) и заявляет,