Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

17

по расчету развивается далее, с прозрачными аллюзиями на “Пиковую даму” (с. 182), в фантазиях Передонова о страсти к нему Варвариной тетки – старой княгини, которой то ли "полтораста лет"  (с. 181), то ли "двести лет" (с. 193).

“Инцестуальная” трактовка “сестры” проецируется и на окружение Передонова – с одной стороны, на его глупого двойника Володина, с другой, – на образованную женщину Надежду Васильевну Адаменко (которую Передонов сватает Володину) и ее юного брата Мишу (ссылкой на которого она мотивирует свой отказ).

" – Я [Володин], может быть, и не хочу на чужих сестрицах жениться. У меня, может быть, на родине своя двоюродная племянница растет"  (с. 31).

"Миша бросился к ней [Надежде Васильевне], – они обнялись и долго смеялись […] Он опустился на колени у сестриных ног и положил голову на ее колени. Она ласкала и щекотала его […] Он взвигнул и бросился ее обнимать, восклицая: – Павлушина невеста!" (с. 117–118).

“Выдача сестры замуж”, здесь разыгранная в пародийном ключе, является одним из лейтмотивов романа[22].

Рутилов пытается женить Передонова на одной из своих трех сестер: "Ну вот, дважды два – четыре, что тебе следует жениться на моей сестре" (с. 41; см. тж. “смотрины” в гл. 4 романа); "Преполовенской же хотелось женить Передонова на своей сестре, дебелой поповне" (с. 31).

Брат Марты, надеющейся выйти за Передонова, вынужден унижаться перед ним. А Мурин, сватающийся за Марту, подарив ей сто рублей, предлагает считать их платой за опеку над сыном: "уж будьте моему Ванюшке заместо старшей сестрицы" (с. 141).

Дополнительная инцестуальная окраска придается и этому лейтмотиву:

"[ – А] знаете, что она [Варвара] про вашу сестрицу [т. е. поповну, предназначаемую Преполовенской Передонову] говорит? […] Что она с вашим мужем будто живет, ваша сестра"  (с. 33).

Контрапунктом к передоновской ветви сюжета проходят в романе любовные игры одной из сестер Рутилова – Людмилы – с похожим на девочку гимназистом Сашей Пыльниковым. В противоположность паре Передонов–Варвара Саша и Людмилочка молоды, их любовь остается полуплатонической и носит декадентски-эстетизированный характер[23]. Связь с передоновской линией задана фабульно.

Идея, что Саша – "переодетая барышня"  (гл. 11), подменившая своего брата (гл. 11, 27), подбрасывается Передонову Грушиной и Варварой. Передонов, который и раньше дразнил одного "миловидного маленького гимназиста" Мишу Машенькой (с. 61), подхватывает эту сплетню, допрашивает самого Сашу (гл. 12), обвиняет его в развратности: "[ – М]ожет быть [он] прожженный. Еще мы не знаем, за что его дразнят девочкой, – может быть […] за [… то, что] он других развращает" (с. 95).

Передонов доносит о Саше директору гимназии (гл. 13) и заявляет,

 
https://www.lpole.ru плинтус напольный и потолочный цена.

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту