Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Произведения автора

28

[...] Кое-кто из лидеров социал-демократии, с одной стороны, и Ницше, с другой, стремились стать поэтами или музыкантами [...] и потерпели неудачу. Тогда они в ярости и отрицании начали потрясать мировые устои" (1990: 292-293).

Эти соображения Пастернака, возможно, восходят к Мережковскому:

"Ведь исходная точка босячества - “существует только человек”, нет Бога, Бог - ничто; а следовательно, “человек - Бог”, значит: человек - ничто. Мнимое обожествление приводит к действительному уничтожению человека" ("Чехов и Горький", 1906; 13: 82).

На “абстрактность” гордого человека, прокламируемого "полуграмотным мифотворцем" Сатиным, указывает Хээр (58).

45. Бабаян: 116, 125-138, Боррэс: 47-48, 92, 113, 140, 165-173, Бэррэтт: 5-9, 15, 68, 120-129, Уайль: 35, Хээр 39, 59, 122, 134, 140; Шерр: 24, 33, 36, 59-60, 77, 80-84, 92-94, 110.

46. Боррэс: 24, Бэррэтт: 43, 125-131 (в частности, об испытании Тани и солдата в "Двадцать шесть и одна" как “божеств” - “невинности” и “вирильности” соответственно), Фейлен: 169-170, 182-183 (в частности, о связи с Ницше и Бабелем), Шерр: 45-49, 73.

47. Бэррэтт: 26, 104, Уайль: 11, Шерр: 48-49.

48. Впрочем, в Италии, усилиями М. Ф. Андревой, Горький представал в несколько ином образе - “человека из народа”, завоевашего “дукессу” и тоже ставшего “дукой” (Ходасевич 1982: 259).

49. Бабаян: 15, 20-25 (в частности, о принятии горьковского самообраза на веру его исследователями); Боррэс: 22, 189, Бэррэтт: 45-46, 58, 137, Уайль: 8, Хээр: 1, 51, 127, 132, 151, Шерр: 1-5, 77-80.

50. Алеша читает "Маленького оборвыша" Гринвуда в гл. 9 "В людях" (а в гл. 5 - "Историю Тома Джонса, найденыша [!]"); Диккенс упоминается среди великих западных писателей в статье "О том, как я учился писать" (24: 479).

51. Фрейдин 1990: 1895, 1901-1903, Н. Бабель 1964: xiv-xviii, Зихер 1987: 215-216.

52. "Детство" и "В людях" напоминают книгу Руссо общим планом и многими мотивами. Среди них: раннее сиротство, жизнь в людях (у чертежника/гравера), долго сохраняемая девственность, эдиповские мотивы, чтение и книжная ментальность, и даже такая деталь, как заслонение подвергаемого порке ребенка телом другого (см. выше). Кстати, жанр большого повествования от 1-го лица был сначала опробован Горьким в романе, озаглавленном "Исповедь" (1908; Шерр: 48); о влиянии "Исповеди" Руссо на Достоевского в связи со "Справкой", см. гл. 5.

53. Джонсон: 11-13; ср. выше о самообразе Горького.

54. О проблеме Бабель и Ницше см. Фрейдин 1993.

55. Хотя особая связь Бабеля с Горьким стала в критике - с бабелевской подачи - общим местом, конкретные литературоведческие сопоставления немногочисленны. Карден (60-61) констатирует сходство с Горьким раннего Бабеля; Фейлен

 

Фотогалерея

Babel Isaak Jemmanuilovich 18
Babel Isaak Jemmanuilovich 17
Babel Isaak Jemmanuilovich 16
Babel Isaak Jemmanuilovich 15
Babel Isaak Jemmanuilovich 14

Статьи
















Читать также


Краткое содержание
Поиск по книгам:


Публицистика
Голосование
Знакомы ли Вы с творчеством Бабеля


ГлавнаяКарта сайтаКонтактыОпросыПоиск по сайту