Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница17

Воспоминания о Бабеле, страница17

я проверяю свежесть и точность всех образов, сравнений,  метафор. Если нет точного сравнения, то лучше  не брать  никакого. Пусть существительное живет само по  себе в своей простоте.

        Сравнение  должно    быть  точным,    как    логарифмическая    линейка,  и естественным,  как запах укропа.  Да, я  забыл, что, прежде чем  выбрасывать словесный  мусор, я разбиваю  текст на  легкие фразы.  Побольше  точек!  Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна  мысль, один образ, не больше. Поэтому не бойтесь  точек. Я пишу, может быть, слишком короткой фразой.  Отчасти потому, что у меня застарелая астма. Я  не  могу говорить длинно. У меня  на это не  хватает  дыхания. Чем больше длинных фраз, тем тяжелее одышка.

        Я стараюсь  изгнать из  рукописи почти  все причастия  и деепричастия и оставляю    только  самые  необходимые.  Причастия    делают  речь  угловатой, громоздкой  и  разрушают  мелодию  языка.  Они скрежещут,  как  будто  танки переваливают на своих гусеницах через каменный завал. Три причастия  в одной фразе    —  это  убиение  языка.    Все  эти  «преподносящий»,  «добывающий», «сосредоточивающийся»  и  так далее и  тому  подобное. Деепричастие  все  же легче,  чем причастие. Иногда оно  сообщает языку даже некоторую крылатость. Но злоупотребление  им  делает  язык  бескостным, мяукающим.  Я считаю,  что существительное  требует только одного прилагательного,  самого отобранного. Два прилагательных к  одному  существительному может  позволить себе  только гений.

        Все абзацы и вся пунктуация должны  быть сделаны правильно, но с  точки зрения  наибольшего  воздействия  текста  на  читателя,  а  не  по  мертвому катехизису. Особенно великолепен абзац. Он позволяет спокойно менять ритмы и часто,  как  вспышка молнии,  открывает знакомое  нам  зрелище в  совершенно неожиданном виде.  Есть хорошие писатели, но  они расставляют абзацы и знаки препинания кое-как. Поэтому, несмотря на  высокое качество их  прозы, на ней лежит муть  спешки и небрежности. Такая проза бывала у Андрея  Соболя да и у самого Куприна.

        Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на гравюре.

        Вас  запугали  варианты  «Любки  Казак». Все эти варианты —  прополка, вытягивание рассказа в одну нитку. И вот получается так, что между первым  и последним  вариантами такая же  разница,  как  между  засаленной  оберточной бумагой и «Первой весной» Боттичелли.

        —  Действительно  каторжная  работа, —  сказал  я.  —  Двадцать  раз подумаешь, прежде чем решишься стать писателем.

        — А главное, —  сказал Бабель, — заключается в  том, чтобы во  время этой  каторжной работы не умертвить текст. Иначе вся работа пойдет насмарку, превратится черт знает  во  что!  Тут нужно  ходить как по  канату. Да,  так вот… — добавил он и помолчал. — Следовало бы со всех нас взять клятву. В том, что никто никогда не замарает свое дело.

        Я ушел, но  до утра не мог заснуть. Я лежал на  террасе и смотрел,  как какая-то сиреневая планета, пробив нежнейшим светом неизмеримое пространство неба,  пыталась,  то разгораясь, то угасая,  приблизиться к земле. Но это ей так и не удалось.

        Ночь была огромна  и неизмерима своим  мраком. Я знал, что в такую ночь глухо светились моря и где-то далеко за горизонтом отсвечивали  вершины гор. Они остывали. Они напрасно отдали  свое дневное тепло мировому пространству. Лучше бы они отдали его цветку вербены. Ведь он закрыл в эту ночь  свое лицо лепестками, как ладонями, чтобы спасти его от предрассветного холода.

        Утром  приехал из  Одессы Изя Лившиц. Он приезжал всегда по  вечерам, и этот ранний приезд меня удивил.

        Не глядя  мне в  глаза, он сказал, что четыре дня