Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница18

Воспоминания о Бабеле, страница18

назад,  7 августа, в Петрограде умер Александр Блок.

        Изя отвернулся от меня и, поперхнувшись, попросил:

        — Пойдите к Исааку Эммануиловичу и скажите ему об этом… я не могу.

        Я чувствовал, как сердце колотится и рвется в груди и кровь отливает от головы. Но я все же пошел к Бабелю.

        Там на террасе слышался спокойный звон чайных ложечек.

        Я постоял у калитки, услышал, как Бабель чему-то  засмеялся, и, прячась за  оградой,  чтобы  меня не заметили  с  террасы, пошел обратно  к  себе на разрушенную дачу. Я тоже не мог сказать Бабелю о смерти Блока.

 

          МАЛЬПОСТ

 

        Этот  первый  случай  кровной мести, который  я  видел  воочию,  вскоре соединился со вторым.  В  памяти  эти два  случая сохранились рядом и как бы слились. Поэтому я и пишу о них без временного разрыва.

        От Сухума до Нового Афона ходили  в то  время так называемые мальпосты. Это было единственное средство сообщения с Афонским монастырем.

        До войны по Кавказскому побережью ходили еще и дилижансы.

        Дилижанс    представлял  собой  громоздкую  карету  (проще    говоря    — колымагу). В нее запрягали четверку лошадей. Пассажиры  тесно сидели  внутри колымаги и на ее крыше — империале.

        Кроме  того, в дилижансе было устроено  два сидячих места  снаружи,  на запятках. Там были приделаны маленькие железные сиденья, но без подпорки для ног. Тут же были привинчены железные ручки, чтобы пассажиры могли  держаться за них и не вылететь от толчков на дорогу.

        Еще в  детстве, в Киеве, я видел такие дилижансы. Они ходили в Житомир, были выкрашены  в  желтый  цвет,  и на дверцах у них сияла медная  накладная эмблема  почтового  ведомства  —  два  скрещенных  почтовых    рожка  и  две пересекающиеся молнии.  Очевидно, изображение молний  указывало  на  участие электричества в деле почтовой связи.

        Еще с тех лет, повитых  туманом  времени,  я запомнил несчастные фигуры запяточных пассажиров, трясущихся на жестких сиденьях.

        Одной  рукой  они  судорожно  держались  за  железную  ручку, а  другой придерживали пыльный котелок или картуз. В глазах у них было тупое отчаяние.

        От невыносимой  тряски по булыжной  мостовой в одежде у этих пассажиров все расстегивалось и развязывалось. Ни разу я не видел их без того,  чтобы у них не болтались из-под брюк  тесемки от кальсон  и  пиджаки бы  не налезали горбом на голову.

        Мы,  мальчишки, были уверены, что  на  запятках ездят  только шулера  и маклаки.  Но,  несмотря  на  невообразимые мучения,  какие  на наших  глазах испытывали эти пассажиры, мы им даже завидовали.

        Я,  например, мечтал,  чтобы на  пятачки, сбереженные  из  родительских выдач на  завтраки, купить билет в дилижанс до  Житомира  и тарахтеть  среди сосновых  лесов,  громыхать  по  шатким  мостам  через заболоченные речки  и отбиваться ногами от осатанелых деревенских собак.

        Ноги  у  запяточных пассажиров  висели без  всякой опоры,  болтались из стороны в сторону и невероятно раздражали собак.

        Таков  был  широкий, уемистый и даже  несколько  величественный в своей неуклюжести дилижанс.

        Рядом с дилижансом мальпост (обыкновенная линейка на шесть человек, где пассажиры    сидели  спиной  друг    к  другу)  казался  сооружением  хлипким, дребезжащим от неуверенности в себе, но с претензией на некоторый шик. Каким бы обшарпанным он ни выглядел,  над ним на двух железных шкворнях всегда был натянут  полотняный навес от солнца  с  красными бархатными  помпончиками по краям.

        На  таком мальпосте мы  как-то ехали  с Бабелем из Сухума в Новый Афон. Бабель к тому времени уже перебрался  из Одессы в Батум  и жил там, утопая в буйных тропических зарослях Зеленого Мыса.

        Как Бабель попал на несколько дней из Батума