Исаак Эммануилович Бабель
(1894—1940)
Главная » Воспоминания о Бабеле » Воспоминания о Бабеле, страница124

Воспоминания о Бабеле, страница124

это был  тоже очередной приступ ностальгии. Герой Бабеля — Беня Крик, прототипом которого был  Мишка Япончик,  стал  героем  вполне романтическим. Это не  важно,  что «подвиги» Япончика были весьма прозаичны. В них, конечно, можно было увидеть и смелость, и, если хотите, твердую  волю, и умение подчинять себе людей. Но романтики, той самой  романтики, которая заставляет читателей «влюбляться» в Беню    Крика,    конечно    же    у  Мишки  Япончика  не  было.    Зато    талант писателя-романтика был у Бабеля, и он поднял своего героя на недоступную для того высоту. И  он вложил в уста Арье Лейба слова о Бене: «Вам двадцать пять лет.  Если  бы к небу и к земле  были приделаны кольца, вы  схватили бы  эти кольца и притянули  бы небо к земле». Вот он какой, Беня Крик.  Он налетчик. Но он налетчик-«поэт». У  него даже сигнал на машине с музыкой из  «Паяцев». Ну до  чего  же  это здорово,  честное слово! Сколько бы  раз ни перечитывал рассказы о  нем, я волнуюсь, хоть и  знаю, что Мишка  Япончик был  далеко не столь романтичен.

        Бабелю противны серые люди. Я уже говорил, что он любит  не фотографию, а  живопись, причем  яркую,  сочную,  впечатляющую. Вспомните Афоньку  Биду, Конкина, Павличенко,  Балмашева.  И рядом с  ними  — Гедали,  Любку  Казак, Менделя Крика, Беню, его брата Левку Быка. Когда я представляю себе всех их, меня охватывает какой-то буйный восторг, мне хочется петь.

        И наконец, Бабель-драматург. «Закат»! Казалось бы, опять эта вековечная тема «отцов и детей». Но как она повернута! Дети, воспитывающие отца.  И как воспитывающие!  И  снова портреты:  Мендель,  Беня,  Левка,  Двойра, Нехама, Боярский. Любую роль, даже женскую, я был бы готов сыграть.

        Пьеса  шла давно, во Втором  МХАТе, и мне кажется,  что она не до конца была  понята исполнителями. Были удачи, но  были и просчеты.  Бабель говорил мне, что  он  мечтал о таком распределении центральных  ролей, в идеале (это было  еще  до  спектакля в МХАТе):  Мендель —  Б.  С.  Борисов,  Нехама  — Блюменталь-Тамарина,  Двойра  —  Грановская,  Беня  —  Утесов,  Левка    — Надеждин, Боярский -Хенкин, Арье Лейб — Петкер. Но это были  мечты, которым не суждено было осуществиться.

        Бабель написал значительно  больше, чем  мы  знаем, но  его рукописи, к великому огорчению, не были обнаружены.

        Автобиографию Бабель начинает так:  «Родился в 1894  году в Одессе,  на Молдаванке». Если бы я писал свою  автобиографию, то она начиналась  бы так: «Родился  в 1895 году в  Одессе,  рядом с Молдаванкой  (Треугольный  пер.)». Значит, мы родились по соседству, рядом росли, но, на мою беду, в детстве не встретились, а познакомились только через тридцать лет  в Москве.  Ну что ж, спасибо судьбе и за это.

        Бабель был огромный  писатель.  Наследство  его  — это  одна  книга, в которую входят «Конармия», «Одесские» и другие рассказы и две пьесы. Но мало ли  больших  писателей, оставивших нам  всего  лишь  одну  книгу и  навсегда вошедших  в  литературу?  Ведь  в  искусстве,  как  и  в  науке,  важно быть первооткрывателем. Бабель им был. И  подумать только, что он и сейчас мог бы быть среди нас. Но его нет. И хочется сказать об этом  фразой из «Кладбища в Козине»:

        «О смерть, о корыстолюбец, о жадный вор, отчего ты не пожалел нас, хотя бы однажды?»

 

          Виктор Шкловский

 

          ЧЕЛОВЕК СО СПОКОЙНЫМ ГОЛОСОМ

 

        Познакомился  с Исааком Бабелем в Петербурге, который  тогда только что переименовали в Петроград, в редакции журнала «Летопись».  Журнал  был очень толстый, в зеленой обложке.  По случаю военного времени журнал печатался  на рыхлой, плохой  бумаге. Редактор, недавно  вернувшийся в Россию Горький,  по нашим тогдашним понятиям был стариком — ему уже было под